Портовые проекты министерства транспорта России нацелены на переориентацию к 2016 году до 300 млн тонн внешнеторговых грузов с транзитных стран на российские порты. Министр транспорта Игорь Левитин заявил, что в 2009 году вводится в строй паромный комплекс и нефтеналивной терминал в порту Усть-Луга (Ленинградская область), комплекс для перевалки нефти в бухте Козьмино для нужд ВСТО (Приморский край), перегрузочный комплекс для сжиженного газа в порту Пригородное (Сахалин), угольный терминал в Ванинском порту (Хабаровский край). Увеличится также перегрузочная мощность портов Высоцк (Ленинградская область), Мурманск, Балтийск (Калининградская область), Восточный (Приморский край), Новороссийск (Краснодарский край). В результате к 2016 году общая перевозочно-перегрузочная мощность этих и других российских портов превысит 700 млн тонн, перевалка внешнеторговых грузов вырастет с 470 млн тонн в 2008 году до 770 млн тонн.

Дорабатывается проект комплекса в Беломорске. Беломорский порт (Карелия) будет специализироваться на экспорте угля (85% грузооборота), лесных и металлургических грузов (15%), пропускная способность - 9 млн тонн в год, строительство намечено завершить в 2011 году.

Новый порт намечено построить к 2012 году в Кабардинке (вблизи Туапсе, Краснодарский край). Повышение перегрузочных мощностей намечено также в азовско-черноморских (Темрюк, Приморско-Ахтарск - Краснодарский край) и каспийских (Оля, Астрахань, Махачкала) портах. Все это позволит сократить долю транзита до 20-25% вместо нынешних 33-35%.

Тенденция сокращения российского транзита с 2009 года наблюдается почти на всех маршрутах, но особенно активно - на азовско-черноморском. За счет сокращения транзита через Украину объем перевозок, например, порта Темрюк в январе - апреле 2009 года увеличился по сравнению с тем же периодом 2008-го почти вдвое - до 700 тыс. тонн. Это рекордный уровень загрузки порта. С украинского направления, а также с соседних российских направлений на Темрюкский порт передислоцировано за первые 4 месяца 2009 года 21 тыс. тонн пиломатериалов, почти 44 тыс. тонн продукции химической промышленности, до 63 тыс. тонн цветных металлов, свыше 435 тыс. тонн генеральных грузов и почти 30 тыс. тонн зерна. Об этом пишет сегодня приложение к правительственной "Российской газете" - "Российская Бизнес-газета".