Карабахский вопрос в клещах армяно-турецкого и российско-азербайджанского "флиртов": Нагорный Карабах за неделю

Баку, 4 Мая 2009, 13:21 — REGNUM  Перестрелки

В ночь с 15 на 16 апреля на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Азербайджанская сторона обстреляла позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении населенных пунктов Горадиз, Сарыджанлу, Джраберд и Верин Чайлу. Как сообщает Armenia Today, после ответных действий передовых подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь.

По сообщению бакинской "525-й газеты", 19 апреля подразделения армянских вооруженных сил с позиций близ села Тапгарагоюнлу Горанбойского района и с безымянных высот Ходжавендского района подвергли пулеметному и автоматному обстрелу противоположные позиции азербайджанских ВС. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

23 апреля в 14:00 подразделения армянских вооруженных сил нарушили режим прекращения огня в районе села Куропаткино Ходжавендского района. Как передает Vesti.Az, обстрелу подверглись находящиеся там в это время на съемках сотрудники программы "Salam əsgər" Общественной телерадиокомпании. Как сообщает Analitika.az, телерепортеры были вынуждены временно приостановить съемки. Враг был подавлен ответным огнем, потерь и раненых нет.

Согласно Analitika.az, подразделения армянских вооруженных сил 24 апреля с безымянных высот Ходжавендского района, 25 апреля с безымянных высот близ сел Гарванкад и Гараханбейли Физулинского района подвергли пулеметному и автоматному обстрелу места дислокаций азербайджанских войск. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

В ночь с 28 на 29 апреля и в течение дня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. По сообщению Armenia Today, азербайджанская сторона обстреляла позиции Армии обороны Нагорного Карабаха из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении населенных пунктов Горадиз, Карвенд, Марзили, Юсуфджанлу, Джраберд и Талиш. После ответных действий передовых подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ

Как сообщает газета "Айк", 22 апреля в Ереван прибыли сопредседатели Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков, Бернар Фасье и Мэтью Брайза. В тот же день посредников и личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика принял министр ИД Армении Эдвард Налбандян. В ходе встречи были обсуждены возможности сближения позиций сторон в переговорном процессе, проходящем на основе мадридских предложений. По сообщению газеты, в рамках регионального визита сопредседатели посетят также Баку и Степанакерт.

Газета "Айкакан жаманак", со ссылкой на азербайджанские СМИ сообщает, что целью визита сопредседателей является ускорение процесса урегулирования карабахского конфликта.

"Я чувствую, что мы вступили в новый этап, этап более глубокого и обстоятельного обсуждения еще не согласованных базовых принципов. В итоге, мы должны иметь взаимное согласие, основанное на трех ключевых принципах Хельсинкского заключительного акта - территориальной целостности, права на самоопределения и неприменения силы", заявил Мэтью Брайза в интервью радио "Свободе" в Ереване.

Урегулирование карабахского конфликта будет зависеть от хода переговоров и политической воли президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, сказал сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ по Нагорному Карабаху Мэтью Брайза журналистам в Баку. Как сообщает "Новости-Азербайджан", сопредседатели МГ ОБСЕ Мэтью Брайза (США), Бернар Фасье (Франция) и Юрий Мерзляков (Россия) прибыли в Азербайджан из Еревана для продолжения консультаций с официальным Баку по вопросу урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. "Урегулирование данного вопроса зависит от того, как он будет реализовываться. Это может занять несколько месяцев. Наша цель одна - используя все средства, достичь рамочного соглашения. Мы называем это базовыми принципами. Этот вопрос можно довести до конца за несколько месяцев, но я не знаю, сколько это продлится - 10 месяцев, год, может быть, еще меньше", - сказал Брайза. Как отмечает агентство, до нынешнего визита в регион Брайза 16-17 апреля уже побывал в Баку и Ереване, где встретился с главами МИД Азербайджана и Армении.

"Из нашего визита в Армению и проведенных там встреч я сделал вывод, что в процессе урегулирования нагорно-карабахской проблемы есть прогресс. Это очень хорошо". Как передает "АПА", об этом сказал сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза, прибывший из Еревана в Баку. На вопрос о предстоящем в июне Санкт-Петербургском саммите по Нагорному Карабаху, Брайза посоветовал обращаться по этому поводу к российской стороне. Посредник сказал, что надеется, что до этого саммита между президентами Азербайджана и Армении состоится важная встреча: "Надеемся, что эта встреча состоится 7 мая в Праге. Но это пока не точно". Комментируя последние высказывания госсекретаря США Хиллари Клинтон о переговорном процессе и возможности прогресса в этом вопросе в ближайшие месяцы, Мэтью Брайза отметил, что это зависит от того, как будет осуществлено урегулирование: "Основная задача - подписать рамочное соглашение, используя все дипломатические пути. А это зависит от воли президентов и хода переговоров". Коснувшись визита сопредседателей в Степанакерт, американский посредник отметил, что их целью является выяснить, что думают живущие там люди.

В интервью радиостанции "Голос Америки" Мэтью Брайза сказал, что оба президента изучают позиции друг друга и те "болезненные уступки", на которые они должны пойти. По словам Брайза, стороны размышляют над предстоящими разменами. "Характер переговоров такой, что прорыв будет действительно прорывом", - отметил Брайза, добавив, что многое еще предстоит сделать. По его мнению, прорыв возможен в мае или июне. "Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы президенты договорились", - сказал дипломат. Касаясь политики новой американской администрации в Южном Кавказе, дипломат сказал, что она не претерпела серьезных изменений. "Однако есть некоторая активность и усиление контактов", - добавил Брайза, имея виду визиты Клинтон и Обамы в Турцию. Одновременно активизировалась и деятельность Минской группы ОБСЕ. Брайза подчеркнул, что улучшение отношений Москва-Вашингтон не будет происходить за счет нарушения интересов соседей России или доминирования Москвы в вопросах энергопоставок. Что касается политики президента Обамы в отношении Южного Кавказа, то президент придает большое значение этим странам и администрация намерена поддерживать конструктивные контакты с лидерами этих стран. (TURAN).

"Кажется, что за последние встречи в Баку и Ереване нам удалось поставить несколько кирпичей в строящийся дом. Мы еще не на той стадии, чтобы устанавливать крышу, но есть разумные надежды получить серьезный и конкретный прогресс до конца года", - сказал Бернар Фасье журналистам 25 апреля перед отъездом из Баку в Ереван. Говоря о достижениях в процессе урегулировании конфликта, Фасье сказал, что прогресс в этом вопросе зависит от множества факторов. "Это не всегда зависит от нас. В первую очередь, это зависит от сторон, от президентов, и от других факторов", - сказал французский сопредседатель. (Analitika.az).

Сопредседатели прибыли в регион, чтобы не только убедиться в достоверности того, что встреча президентов Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева 7-го мая в Праге состоится, но и для уточнения повестки дня и урегулирования вопроса согласования, пишет газета "Азг". По мнению газеты, высказывания в связи с позициями официального Баку позволяют предположить, что оптимизм сопредседателей Минской группы ОБСЕ и интенсивность организуемых на уровне президентов встреч могут привести к определенному сдвигу, пусть даже это будет похоже на подписанную в прошлом году в Москве Декларацию. В частности, пишет газета, согласно бакинскому информационному агентству "Тренд", завотделом внешних связей Исполнительного аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов заявил: "Официальный Баку не исключает возможность подписания в ближайшее время документа по урегулированию карабахского конфликта". "Подписание какого-либо документа, принципиально, возможно, однако для того, чтобы сказать что-либо конкретно, необходимо детально проанализировать позиции всех сторон", - отметил Мамедов, не забыв добавить в духе азербайджанской пропаганды, что Армения предпринимает настолько "двуличные, вымышленные, лицемерные шаги, что сделать какой-либо четкий прогноз невозможно". Такими эпитетами азербайджанской стороны, "тем более, накануне считающейся важной встречи", газета не удивлена. Тем не менее, пишет "Азг", интересно, что азербайджанская сторона не подтверждает вероятность предусматриваемой в Праге встречи Саргсян-Алиев, однако отмечает, что именно в этот день вероятно подписание документа, со свойственной азербайджанской логике оговоркой - "если Армения конкретизирует свою позицию". Вместе с тем, наиболее примечательным в сложившейся ситуации газета считает то, что перед визитом президента Армении в Москву президент РФ Дмитрий Медведев заявил: "Вероятно, что в ходе визита в ближайшее время в Россию президента Армении темой для обсуждения станет разрешение конфликта. У России имеются все возможности для того, чтобы быть в этом вопросе более активной. В то же время, президент США Барак Обама также заявил о том, что будет проявлена еще большая активность в вопросе решения карабахского конфликта".

"Президенты Азербайджана и Армении выразили свою общую заинтересованность в достижении соглашения, которое предусматривает в принципе возвращение всех земель", - заявил американский сопредседатель МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию Мэтью Брайза в интервью азербайджанскому телеканалу ANS. По его словам, с этой целью сначала следует завершить согласование базовых принципов урегулирования. Дипломат отметил, что вопрос возвращения всех районов Азербайджану должен входить в круг обсуждаемых вопросов, "но здесь надо, сперва, достичь договоренности об условиях вывода, а затем перейти к его постепенному выполнению". Брайза подчеркнул, что вопрос статуса Нагорного Карабаха всегда был самой большой причиной споров. "Достижение согласия сторон именно по тому, каким будет конечный статус - самое сложное. Это, разумеется, с обеих сторон потребует больших смелых шагов, усилий, чтобы постепенное достижение прогресса стало возможным. Это самый сложный этап в нашей работе. Здесь в это дело может быть внесен вклад всех президентов, я имею в виду президентов Алиева, Саргсяна, Обаму, Медведева и Саркози. С их участием мы должны постепенно прийти к решению проблемы. Но повторюсь, у этой проблемы есть решение, оно возможно, и мы движемся в данном направлении. Решение вопроса будет исходить из сбалансированного подхода. Оно должно содержать в себе путь урегулирования, но исполняемый поэтапно", - сказал сопредседатель. ("АПА").

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза после Баку отбыл в Тбилиси и сразу же, без каких-либо там встреч вновь прибыл в Ереван. Причем, этот визит Брайзы предусмотрен не был. В Ереване сопредседатель встретился с министром ИД Армении Эдвардом Налбандяном, а также с представителями оппозиционного Армянского национального конгресса, в том числе, с лидерами Народной партии Армении, Армянского Общенационального Движения, партии "Анрапетутюн". На встрече с Налбандяном, где присутствовала и посол США в Армении Мари Йованович, были обсуждены вопросы, касающиеся процесса урегулирования карабахского конфликта и армяно-турецких отношений. В ходе встречи с представителями АНК, кроме вышеуказанных вопросов, Брайза обсудил вопрос преодоления внутриполитического кризиса Армении и вопрос освобождения политзаключенных. ("Айкакан жаманак").

Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян дали согласие встретиться 7 мая в Праге. Об этом сообщил находящийся с визитом в Баку российский сопредседатель МГ ОБСЕ Юрий Мерзляков. "Конечно, результаты есть. Мы имели достаточно длительные переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым. Результатом явилось подтверждение. Оба президента дали свое согласие на встречу в первой половине дня 7-го мая в Праге. На встрече будут обсуждаться не согласованные ранее вопросы, относящиеся к разрешению нагорно-карабахского конфликта. Мы надеемся, что эта встреча будет результативной". (Analitika.az).

Базовые принципы Карабахского урегулирования предусматривают определение рамок окончательного разрешения проблемы, заявил в интервью Би-Би-Си американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза. "Эти принципы предусматривают возвращения территорий, возвращения перемещенных лиц в родные места, обеспечение механизмов безопасного проживания населения обоих этнических групп региона. Все это позволит создать справедливые и сбалансированные условия для продвижения процесса разработки механизмов определения "политического статуса спорных территорий". По словам Брайзы, остаются ряд специфических моментов, которые должны быть решены, что позволит подвести итог под базовыми принципами урегулирования. Брайза не стал уточнять содержание несогласованных вопросов. При этом он указал, что достижения окончательных договоренностей президентам необходимо предпринять смелые шаги. "Но я убежден, что они способны на это и высшие руководители моей страны готовы в ближайшие месяцы помочь президентам в преодолении этих сложностей", - сказал Брайза. Касаясь открытия турецко-армянской границы, Брайза сказал, что нормализация отношений между Анкарой и Ереваном может способствовать "эволюции взглядов" Армении, что может помочь урегулированию Карабахского конфликта. ("АрмИнфо-TURAN").

Армяно-турецкие отношения и карабахский конфликт

Верховный представитель Европейского Союза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана предложил рассматривать формирование армяно-турецких отношений в контексте Карабахского конфликта. "После грузино-осетинского конфликта стало понятно, что у мирного разрешения Карабахского конфликта нет других альтернатив", - сообщил Солана агентству "Арменпресс". Он отметил, что урегулирование конфликта полностью поменяет ситуацию в регионе, добавив, что армяно-турецкие отношение должны быть использованы для разрешения Карабахского конфликта, и эту возможность упускать нельзя.

Процессы урегулирования армяно-турецких отношений и карабахской проблемы затронула и госсекретарь США Хиллари Клинтон. Как сообщает радио "Свобода", во время слушаний, состоявшихся в комиссии по международным делам Палаты представителей Конгресса США, госсекретарь в частности сказала: "Мы также заверили правительство Азербайджана в том, что активизируем свои усилия по разрешению нагорно-карабахского конфликта и других проблем, существующих между Арменией и Азербайджаном. Как вы знаете, существует процесс Минской группы, в котором мы собираемся участвовать более активно. И мы это уже делаем. За последние три недели мы дважды посылали в Азербайджан представителей госдепартамента и надеемся, что в следующем месяце будет принято какое-то решение".

"Каждая независимая страна имеет право сама определять форму установления отношений с другими государствами. В то же время позиция азербайджанской стороны заключается в том, что нормализация турецко-армянских отношений и открытие границ между двумя странами должны идти лишь параллельно с процессом вывода армянских войск с оккупированных территорий Азербайджана. Как передает ИА REGNUM Новости, об этом заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов, комментируя совместное заявление МИД Турции и Армении о нормализации двухсторонних отношений.

"Отношение правительства ПСР к Азербайджану известно. Мы никогда не оставляли Азербайджан. Некоторые силы в Турции пытаются воспользоваться этим вопросом с политической целью", заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на собрании парламентской группы Партии справедливости и развития (ПСР). Он отметил, что Турция никогда не бросит Азербайджан. Она защищает его позицию на всех международных мероприятиях и даже ссорится с другими из-за Азербайджана: "Усилия в направлении нормализации азербайджано-армянских и турецко-армянских отношений ведутся параллельно. Претензии, находящиеся вне этого, являются неуважением к нам. Это национальный вопрос и наша позиция должна быть едина. Некоторые лица в Азербайджане тоже допустили такую ошибку". Эрдоган подчеркнул, что они будут делать все от них зависящее для достижения мира и стабильности в регионе. Как отмечает бакинская "525-я газета", ранее,19 апреля Эрдоган в ходе своего визита в Германию кратко и однозначно ответил на вопрос журналистов по поводу турецко-армянского диалога и отношений с Азербайджаном: "До решения карабахской проблемы забудьте об открытии границ. Пока между Арменией и Азербайджаном не будет достигнуто соглашение по поводу нагорно-карабахского конфликта, мы не сможет подписать итоговый договор с Арменией. Карабахский вопрос - это наш национальный вопрос. И пусть никто не думает, что он больше любит азербайджанский народ, чем мы. Азербайджан для нас братская страна и в мире не найдется ни одного турка, который не защитил бы интересы наших азербайджанских братьев. В политике не стоит принимать скоропалительных решений, это приводит иногда к нехорошим последствиям. Так что я прошу оппозицию не использовать этот чувствительный вопрос в своих целях. Я, как премьер-министр Турции, нахожусь в постоянном контакте с сопредседателями МГ ОБСЕ от США и Франции, и они обещали мне в ближайшее время найти решение этого вопроса". По его словам, проведение переговоров между Анкарой и Ереваном возможно на основе базовых принципов. "Но это зависит от решения проблем между Азербайджаном и Арменией. Вначале нужно решить их". Эрдоган также отметил, что никакой связи между приездом Саргсяна в Стамбул на футбольный матч между сборными Турции и Армении и открытием границ нет. "Президент Абдулла Гюль тогда отправлялся в Армению следить за матчем. Этот вопрос никак не может быть связан с открытием границ".

"Дорожная карта", разработанная Арменией и Турцией, предполагает в начальном этапе освобождение 5 оккупированных районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха, открытие границ между Турцией и Арменией, открытие коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Однако статус Карабаха откладывается на неопределенное время. Как сообщают турецкие СМИ, в ближайшее время "Дорожная карта" будет обговорена и с Азербайджаном. Ожидается, что постепенная реализация этого плана начнется уже в мае. (1news.az). Большинство азербайджанских руководителей, включая Алиева, в нынешней ситуации испытывают чувство неуверенности. Кроме того, они занимают двусмысленную позицию в отношении процесса урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Один из аргументов заключается в том, что Нагорный Карабах и оккупированные территории Азербайджана нельзя вернуть поэтапным путем. Армения должна немедленно вывести оттуда свои войска - все остальные варианты нельзя считать решением проблемы. Баку знает, что в ближайшем будущем полный вывод армянских войск невозможен, и потому пытается не допустить любых частичных договоренностей по Нагорному Карабаху. Азербайджанское руководство готово подождать еще несколько лет, а Армения тем временем будет усиливать собственную изоляцию, настаивая на своих правах на Карабах и другие оккупированные районы Азербайджана. Очевидно, что оккупация этих районов препятствует интеграции Армении в мировое сообщество. Из-за нее Армения не может участвовать ни в каких региональных интеграционных проектах; ни США, ни ЕС (ни даже Россия) не в состоянии оказать Армении ту помощь, которой она бы желала. Таким образом, Баку, как пострадавшая сторона, приобретает более выгодные дипломатические позиции, и Ереван по отношению к богатому энергоресурсами Азербайджану оказывается в положении "обороняющегося". Поэтому азербайджанское руководство отнюдь не приветствует усилия Турции по урегулированию конфликта. Азербайджану нужно время; он считает, что менее чем через десять лет Армении так или иначе придется уходить с оккупированных территорий. Анкара, однако, не хочет терять времени, и ее попытки решить проблему вызывают в Баку раздражение. ("Turkish Weekly" - Analitika.az).

Ряд политических партий Нагорного Карабаха - "Свободная Родина", Демократическая партия Арцаха, Центральный комитет АРФ Дашнакцутюн Арцаха, "Движение-88", "Нравственное возрождение", Компартия НКР, "Арменакан Арцаха" выступили с заявлением. "Для нас неприемлемы какие-либо попытки ставить под сомнение или превращать в предмет обсуждений реальность Геноцида армян. Поэтому мы призываем международное сообщество добиваться, чтобы Турция признала факт совершенного со стороны Османской империи преступления против армянского народа и человечества - вместе с обязательством материальной и моральной компенсации. Как носители политической воли народа, противостоявшего в недалеком прошлом реальной угрозе геноцида и отстоявшего в навязанной войне неотъемлемое право на независимость и самоуправление, мы обращаемся к странам региона и международному сообществу: никогда не ставьте под сомнение самоопределение народа Арцаха и реальность независимого государства. Уверены, что в контексте национально-освободительного движения армянского народа международное признание Армянского геноцида и независимости Арцаха, что полностью созвучно современным мировым стандартам справедливости и законности, будет содействовать восстановлению попранных прав всех народов и утверждению справедливости", - говорится в заявлении партий. (ИА REGNUM Новости).

Если решение об открытии армянско-турецкой границы будет в обозримом будущем принято, это фактически будет означать выход Армении из изоляции, в которой она находится с 1993 года. Все это время основными экономическими партнерами Еревана были Россия и Иран, товарооборот с которыми составлял порядка $700 млн и $200 млн в год соответственно. Открытие границы с Турцией радикально изменит этот расклад. Торговля с Турцией, несмотря на закрытую границу, все это время все равно велась, но находилась в теневой сфере, а, по неофициальным подсчетам, достигала даже 25% от всего товарооборота Армении. В этом случае у Армении больше не будет веских причин ориентироваться исключительно на Россию в своей внешней политике. ("Коммерсантъ").

Роль России

"Визит президента Азербайджана в Россию, проведенные там успешные переговоры, разносторонние обсуждения, проведенные в связи с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, вновь позволяют нам с оптимизмом относиться к решению этой проблемы", - сказал Trend News заведующий отделом международных связей Администрации президента Новруз Мамедов. Россия может выполнить историческую миссию в решении нагорно-карабахского конфликта, считает он. "Характер, содержание многосторонних отношений Азербайджана и России, сопредседательство России в Минской группе, очень сильное влияние и возможности давления России на Армению в качестве союзника и необходимость восстановления стабильности в регионе дают основание полагать, что Россия сможет исполнить свой исторический долг", - сказал Мамедов. По мнению наблюдателей, желание Москвы принять участие в урегулировании затянувшегося конфликта - положительный тренд, который может привести к подвижкам в вопросе его урегулирования. Усилия Москвы, по мнению европейского эксперта по Южному Кавказу Аманды Акчакоца, могут ускорить процесс разрешения конфликта. По ее мнению, в свете последних улучшений, Россия пытается показать, что она хочет и может быть серьезным и надежным партнером в регионе, и пытается найти пути решения конфликта. "Но я бы сказала, что Москва будет учитывать свои интересы безопасности в регионе Южного Кавказа", - сказала Trend News эксперт. Ныне Москва - заинтересованная сторона в урегулировании карабахской проблемы, считает азербайджанский эксперт Тофиг Аббасов. Был момент, когда Кремль пытался управлять регионом посредством горячих конфликтов, считает он. "Но эта ставка не оправдалась, и Москва обрекла на блокадное состояние свою союзницу - Армению, - сказал он. - Теперь Россия демонстрирует решимость в преодолении последствий своих промахов и параллельно пытается оградить Ереван от объятий Запада, куда его неустанно толкает диаспора". По мнению российского политолога Азера Мурсалиева, этот визит и договоренности, которые были достигнуты в ходе визита, безусловно, как минимум, не повредят переговорному процессу. "Теоретически некий прогресс в достижении разрешения конфликта возможен", - сказал Trend News по телефону из Москвы главный редактор газеты "Коммерсантъ" Мурсалиев. По мнению аналитиков, активность Москвы обусловлена желанием Кремля стать ключевым игроком в регионе. По мнению Аббасова, Армения для России малопродуктивна, а Азербайджан не только привлекателен, но и перспективен. "Возможности Азербайджана в энергетическом, транспортном и других секторах сулят Москве не только экономические, но и геополитические приобретения", - сказал Аббасов. Однако, по мнению Мурсалиева, Россия в любом случае не сможет решить проблему в единоличном порядке. "В отношении урегулирования карабахской проблемы следует проявлять уверенный оптимизм, потому что на сегодняшний день ни одна страна, какой бы сильной и влиятельной в этом регионе она ни была, самостоятельно, в одиночку решить эту проблему и выступить гарантом не в состоянии", - сказал Мурсалиев. По его мнению, миротворчество в современно мире - некий способ получения конкурентных преимуществ. "И если Россия, не договорившись с США, будет форсировать миротворческий процесс, не исключено, что какие-то проблемы возникнут со стороны западных участников переговорного процесса", - сказал Мурсалиев. ("525-я газета").

Со временем приоритеты России на Южном Кавказе в тактическом плане претерпят изменения, заявил "Новости-Азербайджан" азербайджанский политолог Фикрет Садыхов. "Дело в том, что мы привыкли считать Армению послушным вассалом, форпостом России на Кавказе. Возможно, что в стратегическом плане все так и останется. Но в тактическом плане все меняется. Новое руководство России во главе с Медведевым более прагматично и более трезво оценивает ситуацию в регионе Южного Кавказа. Сейчас Кремль считает, что с экономической точки зрения Азербайджан более выгоден Москве, чем бедная и лишенная коммуникаций Армения", - заявил Садыхов. По его мнению, визит армянского президента в Москву сразу после визита в российскую столицу президента Азербайджана не случаен. "Я допускаю, что определенное давление на Ереван со стороны Москвы на данных переговорах будет оказано. А оказание давления на Ереван, соответственно, может послужить началом подвижек в решении всей Карабахской проблемы в целом и урегулировании армяно-азербайджанского конфликта", - подытожил политолог.

Очевидно, что первоапрельская встреча президентов США и России и визит президента Барака Обамы в Турцию переполнили чашу терпения руководства Азербайджана, пишет газета "Айоц ашхар". "Официальный Баку хорошо понимает, что вследствие международной политической игры вокруг открытия армяно-турецкой границы он может потерять последний шанс, а потому решил реанимировать разыгранный уже в 1920 году сценарий заполучения Карабаха с помощью Москвы". Все, пишет газета, началось 27 марта, когда руководитель энергетической компании Азербайджана Р. Абдуллаев подписал в Москве протокол о намерении продать российскому "Газпрому" все запасы газа месторождения "Шахдениз-2", предназначавшиеся для программы Nabucco. Следующим шагом, считает "АА", явился визит руководителя Азербайджана в Москву с предложением сделки "Газ взамен Карабаха". По мнению газеты, по ряду причин, отказать Азербайджану Москва не могла, и потому теперь российско-азербайджанский флирт начал раскручиваться с беспрецедентным размахом.

"Стороны просто слов не находят, чтобы угодить друг другу, вплоть до того, что создается впечатление, что Москва начинает пересматривать свои стратегические приоритеты на Южном Кавказе. Именно в этом контексте и продвигается идея проведения в июне в России международной конференции по вопросу Карабаха. С целью увеличения ожидаемой Азербайджаном перспективы "серьезных достижений", Москва в это же время на самом высоком уровне выдвигает тезис о "решаемости" вопроса Карабаха, что становится основной приманкой для официального Баку. Ильхам Алиев, в свою очередь, в интервью российским СМИ обосновывает принятие под покровительством России некоего нового Майндорфского документа, который будет построен на принципах возвращения части освобожденных территорий и отложенности уточнения статуса Нагорного Карабаха. Таким образом, развивающаяся между Россией и Азербайджаном сложная и многоходовая игра очевидно идет вокруг "обмена" нескольких освобожденных вокруг Карабаха территорий на азербайджанский газ, что сразу же "закрепляется" пока еще устной договоренностью о поставке Азербайджану некоторых видов российского вооружения", пишет "Айоц ашхар" и неожиданно заключает: "Думаем, что очертание такой очень опасной для Армении перспективы и предлагаемые нашей стране серьезные финансовые вливания, являются лишь попыткой создать впечатление о формировании "нового баланса" между сторонами - больше ничего. Уверены, что у Армении есть необходимые возможности для преодоления этих опасных, но не непреодолимых внешнеполитических маневров. Более того, угрозы поставки Азербайджану вооружения вовсе не свидетельствуют о том, что Россия может когда-либо предоставить Баку карт-бланш на военное разрешение вопроса, поскольку в таком случае она потеряет Армению, а скоро и Азербайджан".

В другом своем номере газета "Айоц ашхар" пишет, что в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта "замечаются новые и опасные тенденции". По мнению газеты, они характеризуются двумя основными признаками: дипломатической игрой вокруг открытия армяно-турецкой границы и стремлением России продолжить и углубить Майндорфскую инициативу. Карабахский вопрос, пишет газета, попав в клещи армяно-турецкого и российско-азербайджанского "флиртов", постепенно начинает ускользать из рук западных архитекторов мировой политики.

Газета "Коммерсантъ", сообщая о визите президента Армении Сержа Саргсяна в Москву, пишет: "За закрытыми же дверями господа Медведев и Саргсян обсуждали прежде всего экономические вопросы. Одним из них, как сообщил "Ъ" источник в МИД РФ, было предоставление Армении российского кредита в $500 млн. По словам собеседника "Ъ", Москва готова подписать на этот счет соответствующее кредитное соглашение с Ереваном. Российская финансовая помощь Армении, очевидно, должна поспособствовать тому, чтобы Ереван пошел навстречу миротворческим инициативам Москвы по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Кремль и МИД РФ сейчас активно занимаются подготовкой переговоров президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, которые должны состояться в июне в рамках экономического форума в Санкт-Петербурге. Если все пойдет по замыслу Москвы и встреча в Петербурге не только состоится, но и приведет к неким договоренностям, Россия сможет подтвердить свою ведущую роль в карабахском урегулировании, которую она старательно играет с осени прошлого года. Тогда Дмитрию Медведеву удалось убедить армянского и азербайджанского лидеров подписать первый с 1994 года совместный документ - декларацию о мирном решении карабахского конфликта. Господин Медведев вчера не скрывал, что рассчитывает развить прошлогодний миротворческий успех. "Мы находимся на правильном направлении обсуждения. Мои контакты, в том числе и с президентом Азербайджана, подтвердили, что стороны готовы двигаться в конструктивном направлении для решения этой сложной проблемы, так что я думаю, движения, в этом смысле обнадеживающие", - заявил президент РФ по итогам переговоров".

Позиции и мнения

"Как известно, проблемой Нагорного Карабаха занимается Минская группа ОБСЕ, ее сопредседатели - Соединенные Штаты, Россия и Франция. С момента своего вступления в должность я имел три встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и думаю, этот один год - достаточное время, чтобы мы смогли понять друг друга, уточнить позиции каждого из нас и составить мнение", - сказал президент Армении Серж Саргсян. По его словам, стержневой проблемой является право народа Нагорного Карабаха на самоопределение, и если этот вопрос решится, то все остальные вопросы с легкостью можно будет решить. "Я рад, что в последнее время руководство Азербайджана начало говорить об урегулировании проблемы в соответствии со всеми международными принципами. На днях президент Азербайджана, встречаясь с президентом России, встречаясь с российскими средствами массовой информации подтвердил, что да, эта проблема должна решаться созвучно всем принципам международного права", - сказал президент Армении. "Как мы все знаем, на последнем саммите министров иностранных дел ОБСЕ, который состоялся в конце прошлого года в Хельсинки, в качестве принципов решения проблемы были выделены три принципа: территориальной целостности, право самоопределения и неприменения силы. И те принципы, которые сегодня являются основой для переговоров и предложены нам со стороны Минской группы, сопредседателей Минской группы, исходят именно из этих трех принципов", - сказал Саргсян. В этой связи президент отметил, что стороны достаточно продвинулись вперед, и здесь тоже есть возможность существенно изменить ситуацию. (PanARMENIAN.Net).

Азербайджан не видит и никогда не будет участвовать в процессах, которые бы предполагали механизм юридического отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью российским СМИ, передает "Тренд". "В позиции Азербайджана по Нагорному Карабаху находит свое отражение и безопасность тех людей, кто там сейчас живет и будут жить; находят отражение и вопросы местного самоуправления Нагорного Карабаха; находят отражение и вопросы восстановления территориальной целостности Азербайджана. В этом контексте решение о статусе Нагорного Карабаха может быть отложено на неопределенное время. Одностороннего решения о статусе Нагорного Карабаха быть не может. Нужно устранить результаты конфликта, нужно добиться вывода армянских оккупационных сил с территории, которая расположена вокруг административной границы бывшей Нагорно-Карабахской автономной республики. Но поэтапно. В Баку рассчитывают на то, что армянская сторона будет в конструктивном духе подходить к этим вопросам и подходить, в том числе, и с позиции международного права. Потому что за рамками международного права этот вопрос решить будет невозможно. Мы понимаем важность для армянской стороны иметь наземную связь между Арменией и Нагорным Карабахом. В данном случае мы не видим проблем. И вопросы, связанные с Лачинским коридором, могут быть эффективно решены - так, чтобы не было беспокойства у тех, кто живет в Нагорном Карабахе сегодня, и у азербайджанского населения, которое туда вернется после урегулирования конфликта. В то же время мы понимаем, что для того, чтобы урегулировать конфликт, те люди, которые там живут, должны чувствовать себя в безопасности; должны иметь возможности для самоуправления, должны жить своей жизнью. У нас в этом плане нет никаких попыток диктата или попыток вмешательства в их жизнь. То есть я думаю, что комбинация этих факторов может привести к прорыву в урегулировании", - заявил Алиев.

"Или должны продвигаться вперед без предусловий, или должны друг перед другом, tet a° tet, положить на стол все наши предусловия, наши позиции, национальные вопросы, требования нерешенного наследия. Если мы говорим об оккупации, силовом захвате, то пусть каждый начинает с самого себя. Если президент Азербайджана, вся государственная элита, журналисты, различные представители применяют термин "оккупация", то пусть они скажут о Северном Арцахе, Низинном Карабахе, Нахичеване и других оккупированных территориях", заявил в беседе с газетой "Айоц ашхар" лидер партии "Наследие" Раффи Ованнисян.

При оценке перспектив процесса карабахского урегулирования важное и недооцененное значение имеют ресурсы сторон конфликта, считает азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. "Дело в том, что Армения выработала весь свой дипломатический и материальный ресурс, ей нечего предложить России или США, и поэтому Ереваном легко можно манипулировать и требовать выполнения тех или иных условий. С Азербайджаном же договориться сложнее, так как наша страна имеет, что предложить супердержавам, ей есть чем торговать и чем заинтересовать страны, играющие важную роль в карабахском урегулировании", - сказал он в ходе "круглого стола". Политолог отметил, что в войне 1992 -1995 годов Армения получала оружие, продовольствие, военных специалистов и деньги из России, Европы и США, которые никогда не вернет своим спонсорам. "На этот раз никто Армении помогать не собирается. Азербайджан же сам может финансировать войну за освобождение территорий, и подготовил достаточное количество военных специалистов и оружия", - заявил он. Однако Ализаде уверен в том, что в нынешних условиях вероятность войны между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха "равна нулю". По мнению Ализаде, общество Армении устало от блокады, постоянного ожидания войны и бедности, люди не видят перспективы жизни в Армении. ("Новости-Азербайджан").

"Вопрос открытия армяно-турецкой границы еще не назрел. Нужно сначала создать атмосферу взаимодоверия между народами, затем между властями". Об этом заявил журналистам руководитель карабахской партии "Свободная Родина", депутат Национального Собрания НКР Артур Товмасян, комментируя перспективу открытия армяно-турецкой границы. По его словам, "в условиях отсутствия взаимного доверия нельзя открывать перед врагом двери своего дома". Открытие армяно-турецкой границы без урегулирования азербайджано-карабахского конфликта неправильно - так в целом считают политические силы Нагорного Карабаха. (АрмИнфо).

В последнее время в решении нагорно-карабахской проблемы возникла качественно новая ситуация, считают азербайджанские политические партии. "Повышение значимости региона и лидирующие позиции Азербайджана могут ускорить процесс урегулирования конфликта", - сказал депутат, член политсовета правящей партии "Ени Азербайджан" Айдын Мирзазаде, утверждая, что Азербайджан привлек внимание мира к решению проблемы, существующей долгие годы. "Главным игроком в решении проблемы является и Россия. В последнее время положительное изменение в подходе России к этому вопросу достойно похвалы. Комплексное рассмотрение отношений между двумя странами на встрече главы азербайджанского государства Ильхама Алиева с президентом РФ Дмитрием Медведевым вновь доказывает, что внимание к решению проблемы сильно возросло", - сказал депутат. "Если Россия, которая до сих пор различными способами препятствовала решению нагорно-карабахской проблемы, изменит свою позицию, этот шаг можно считать достойным похвалы", - сказал лидер оппозиционной Партии национальной независимости Азербайджана Этибар Мамедов. По его словам, в урегулировании конфликта Россия всегда старалась обеспечить свои интересы. "Если интересы этого государства изменились, если оно настроено на решение вопроса, необходимо положительно оценивать инициативу", - сказал Мамедов. ("Эхо").

"Для решения проблемы Карабаха армянские стороны должны применить новую тактику, внести в процесс урегулирования новые интонации и предложить новую логику. Только так можно достичь глобального решения вопроса, которое будет соответствовать нашим интересам и букве международного права", считает экс-министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян. ("Республика Армения").

Фактор Карабаха в карабахском урегулировании

Переговоры по карабахскому урегулированию вот уже много лет проводятся без участия самого Карабаха. Однако, кроме права на формальнее участие в переговорах, Карабах почти было утерял заинтересованность в дискуссиях о собственной судьбе. Но с недавних пор, после того, как карабахская тема стала рассматриваться как плата или, наоборот, как условие налаживания армяно-турецких отношений, в Карабахе стали раздаваться заявления, которые могут смешать все карты, даже самым великим державам. Долгое время, несмотря на то, что в мире с различной интенсивностью продолжались переговоры по карабахской тематике, в самом Карабахе не было публичных дискуссий по этой теме. Более того, по каким-то причинам тема карабахского урегулирования находилась под информационным табу. Но на днях парламент НКР подверг "массированной атаке" министра иностранных дел Георгия Петросяна, требуя у него разъяснений по поводу армяно-турецких отношений и их обусловленностью карабахским урегулированием. Такого не было по крайней мере последние 15 лет. В карабахском парламенте обсуждалось что угодно, но только не карабахская тема. Депутаты не имели вопросов к министру иностранных дел, который приходил в парламент с полной папкой документов и уходил, так и не раскрыв папку. И на этом фоне как гром среди ясного неба прозвучала идея - лишить Ереван полномочия представлять Карабах на переговорах.

Эта идея витала в воздухе последние несколько лет, когда экс-президент НКР Аркадий Гукасян заявил, что Армения могла бы отказаться от участия в переговорах в пользу НКР. Тогдашнему президенту Армении Роберту Кочаряну идея не понравилась, он несколько грубо одернул своего карабахского коллегу, посоветовав "не ловить рыбу в мутной воде". Но осадок, все же, остался. Карабах, не очень громко и не очень настойчиво, требовал пересмотра формата переговоров, Армения делала вид, что не против, но не предпринимала для этого никаких мер. Вопрос несколько месяцев назад был поднят на первой встрече сопредседателей Минской группы ОБСЕ с депутатами карабахского парламента. Тогда сопредседатели без обиняков сказали карабахцам, что эти вопросы им надо решать с Арменией. После этого в Степанакерт прибыл Серж Саргисян, который, видимо, дал какие-то гарантии, и разговоры о подключении Карабаха к переговорам вновь стихли. Но что-то изменилось. Во время последнего заседания карабахского парламента один из депутатов поднял вопрос о том, что между Арменией и Карабахом нет письменных соглашений, позволяющих Армении во время переговоров говорить от имени Карабаха. Было предложено издать закон, который запретил бы Армении говорить от имени Карабаха, да еще - договариваться о том, что явно противоречит интересам НКР. И, по нашим данным, на днях будет созвано внеочередное заседание парламента, на котором будет рассмотрен проект этого закона.

То, что "мадридские принципы", которые Армения упорно продолжает обсуждать в ходе переговоров, противоречат интересам Карабаха, прямо и четко заявил глава МИД Георгий Петросян на том же заседании парламента. Он отметил, что не раз заявлял об этом, имея в виду такие пункты "мадридских предложений", как вывод армянских войск, возвращение беженцев и отложенный статус Карабаха. С ним согласились представители всех парламентских партий. Ранее о своем неприятии мадридских принципов заявили также общественные организации Карабаха. "Отсутствие реакции на наше требование подключить НКР к переговорному процессу оставляет нам право не подчиняться принятым за нашей спиной решениям", - с таким жестким заявлением выступил Георгий Петросян. Подобные заявления означают ни что иное, как резкий поворот в карабахском урегулировании. Армянские СМИ, намеренно или неосознанно, не тиражировали информацию о беспрецедентном решении карабахского парламента. Видимо, они дожидаются реакции политических сил, которые, в свою очередь, ждут, что скажет Серж Саргсян. Есть версия, что эти решения карабахского парламента приняты не без ведома президента Армении, который загнан в угол натиском по армяно-турецким отношениям. Сейчас ему действительно нужно пробиваться, но для этого необходимо прорвать ранее возведенные ограды. Одна ограда, называемая Дашнакцутюн, вроде, пала, но треска от этого оказалось мало. Общественность не поддержала партию, выступившую против налаживания армяно-турецких отношений путем ратификации Карсского договора. Остается Карабах, демарш которого может смешать все карты. И вот карабахскому парламенту был дан карт-бланш на "антиармянские заявления". Насколько эта версия соответствует действительности, не столь важно. Главное, что этот шаг может предотвратить принятие изначально катастрофических для Карабаха и Армении решений. Нынешний статус-кво сложился благодаря тому, что армяне, в Карабахе и за его пределами, остро осознали свой интерес и необходимость защищаться, и изменение статуса-кво также возможно лишь после того, как необходимость этого изменения будет доказана. Пока внятных доводов в пользу этого не прозвучало. ("Лрагир").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
09.12.16
Лавров: НАТО пытается втянуть Черногорию до ухода Обамы
NB!
09.12.16
Лукашенко об ЕАЭС: «Зачем нам такой союз?»
NB!
09.12.16
Лишь 8% жителей России уверены, что их пенсии хватит на жизнь: опрос
NB!
09.12.16
Курс евро просел ниже отметки в 67 рублей впервые за полтора года
NB!
09.12.16
В центральном офисе «Почты России» прошел обыск
NB!
09.12.16
Приднестровье: пойдёт ли Евгений Шевчук на государственный переворот?
NB!
09.12.16
Дороги еще есть, а возить по ним уже нечего: обзор инфраструктуры Украины
NB!
09.12.16
Мотоспортсмены из России презрели память жертв концлагерей в Эстонии
NB!
09.12.16
«Генерал Мороз» по-прежнему воюет в России
NB!
09.12.16
«Политика Трампа может бросить страны Азии в объятия Китая»
NB!
09.12.16
Госдума приняла федеральный бюджет на 2017-2019 годы
NB!
09.12.16
Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2016 г
NB!
09.12.16
С Украины на Колыму: малолетние дети два года прожили в автомобиле
NB!
09.12.16
National Interest: ЕС – «Титаник», идущий прямиком на айсберг
NB!
09.12.16
Нагорный Карабах: Нужно сохранять верность достигнутым соглашениям
NB!
09.12.16
В ГД предложили запретить новогодние корпоративы, подарки и поздравления
NB!
09.12.16
Ростовская область во власти непогоды: 31 муниципалитет без света
NB!
09.12.16
«В Кузбассе необходимо готовить почву для смены власти»
NB!
09.12.16
Нефть в неопределённости
NB!
09.12.16
Рубль настроен на укрепление
NB!
09.12.16
Voice370: Найденные на Мадагаскаре обломки могут принадлежать рейсу MH370
NB!
09.12.16
Николас Мадуро сравнил президента Бразилии с Пиночетом