Мировой финансовый кризис уже коснулся всех российских регионов. Несмотря на то, что Архангельская область официально не вошла в список субъектов РФ, по которым кризис ударил больнее всего, распорядителям региональной казны уже пришлось отказаться от многих планов - на последней сессии бюджет области был урезан почти на половину. О возможностях областной казны в нынешних экономических условиях корреспондент ИА REGNUM Новости побеседовал с депутатом Архангельского областного Собрания, председателем парламентского Комитета по бюджету и налогам Андреем Бральниным.

ИА REGNUM Новости: Андрей Владимирович, расходная часть регионального бюджета претерпела значительное сокращение. От каких планов пришлось отказаться на 2009 год?

А. Бральнин: Сокращение коснулось, прежде всего, инвестиционной составляющей бюджета. Помимо нее область лишилась двух объемных программ - "Развитие Архангельска как областного центра" и программы по развитию Северодвинска. Кроме того, предполагалось, что в 2009 году 300 млн рублей будет направлено на финансирование капремонта дорог области. Однако эти мероприятия также пока замораживаются. Приостанавливается и программа по газификации области, на реализацию которой предполагалось выделить 400 млн рублей. Кроме того, объемная адресная инвестиционная программа урезана с 3,9 млрд рублей до 357 млн рублей. На реализацию программы планируется привлечь федеральные средства в сумме 4,4 млрд рублей. Получив эти деньги, мы сможем продолжить финансирование строительства и ремонта социально-значимых объектов области: школ, больниц и так далее. Эти деньги пойдут, в том числе, на строительство жилья для переселения граждан из аварийного жилфонда.

ИА REGNUM Новости: На какие цели и сколько планируется привлечь федеральных средств?

А. Бральнин: Изначально мы планировали привлечь из федерации в виде межбюджетных трансфертов 12 млрд рублей. Учитывая то, что субъектам непросто справляться с экономической ситуацией, на уровне федерации был предусмотрен дополнительный фонд в 300 млрд рублей, из которых половина средств может быть отправлена субъектам в виде дотаций на выравнивание, а остальная часть - в виде бюджетных кредитов. Архангельская область рассчитывает привлечь из этого фонда 3 млрд рублей в виде дотаций на сбалансированность и 3,3 млрд рублей бюджетных кредитов. Без этих средств Архангельская область не сможет профинансировать свои расходные обязательства в полном объеме.

ИА REGNUM Новости: Ряд депутатов уже выразили уверенность в том, что прошедший секвестр бюджета - не последний в этом году. Насколько оправданы эти опасения?

А. Бральнин: Сложно спрогнозировать, что будет дальше. Пока неизвестно, насколько будут исполнены те параметры, которые заложены в текущем бюджете. Многое зависит и от того, как поведет себя конъюнктура на мировом рынке, и от того, как отработают лесопромышленные предприятия. Мы надеемся, что хотя бы собственные доходы нас не заставят кроить бюджет еще раз. Пока сложно говорить о том, изменится ли ситуация во втором полугодии.

ИА REGNUM Новости: Некоторые эксперты говорят, что прошедший секвестр слишком оптимистичен. Вы согласны?

А. Бральнин: Совершенно верно. Дело в том, что помимо помощи федерации необходимо учитывать и то, что дефицит бюджета уже составляет 7 млрд рублей, который может быть покрыт фактически только за счет привлекаемых средств. Внутренних источников для этого не хватит. Если говорить о текущем исполнении бюджета, то здесь действительно есть проблемы. Но мы надеемся преодолеть эти трудности. Сегодня перед органами власти и на уровне субъектов, и на уровне органов местного самоуправления стоит задача обеспечить занятость населения, поскольку именно это позволит добиться планируемых поступлений в бюджет от подоходного налога. В области уже предпринимается ряд шагов в этом направлении. В частности, на последней сессии для малого и среднего бизнеса был принят закон о снижении налоговой ставки для тех, кто работает на упрощенной системе налогообложения. Однако для того, чтобы эффективно способствовать пополнению бюджета, мы должны принять целый комплекс мер в виде определенных программных действий. Для этого в области будет разработана программа антикризисных мер. Пока у администрации области есть только план действий, требующий большей конкретики. Кроме того, необходимо создать реестр всех инвестиционных проектов, которые реализуются на территории области, для того, чтобы их отслеживать и при необходимости оказывать оперативное содействие в их реализации. В любом случае, эта антикризисная программа должна пройти процедуру публичного обсуждения. Здесь должны быть задействованы и бизнес-структуры, и органы местного самоуправления, потому что им и придется фактически пользоваться этим документом. Думаю, что в течение мая администрация Архангельской области закончит доработку программы.

ИА REGNUM Новости: Как Вы оцениваете антикризисный план, разработанный администрацией Архангельской области?

А. Бральнин: В целом, четкого понятного документа, который бы говорил о том, что, реализуя определенные мероприятия, мы исправим ситуацию, нет ни в одном субъекте РФ. Сегодня все регионы еще находятся на стадии оценки ситуации, анализируют, насколько кризис повлиял на экономику. План мероприятий - это фактически направление, по которому нужно работать.

ИА REGNUM Новости: Финансирование исполнения полномочий Архангельской области в Ненецком округе также подверглись значительному сокращению. На сессии звучали заявления, что область уже не в состоянии исполнять полномочия должным образом. По Вашему мнению, это может привести к пересмотру взаимоотношений двух территорий?

А. Бральнин: Я думаю, что подобные заявления не совсем корректны, поскольку при формировании проекта бюджета на 2009 год все необходимые средства на исполнение полномочий в Ненецком округе были заложены. При урезании статей бюджета ко всем муниципальным образованиям области и к округу был применен одинаковый подход - сохранить финансирование социальных обязательств на уровне прошлого года и оставить средства на объекты, по которым предусмотрено софинансирование с федерацией. Нужно отметить, что падение доходов, прежде всего, идет по Ненецкому округу. Что касается дальнейших процессов по изменению системы взаимоотношений округа и области, то, на мой взгляд, пока рано говорить об этом. Необходимо совместными усилиями пережить трудности.

ИА REGNUM Новости: Существует мнение, что кризис - не время для реформ. Тем не менее, в Архангельской области именно сейчас решено создавать правительство. По Вашему мнению, это своевременное решение? Не отвлечет ли это сотрудников администрации от работы над бюджетом? Потребует ли это мероприятие затрат из бюджета?

А. Бральнин: Начнем с того, что у администрации области есть определенный денежный фонд, за пределы которого она не должна выйти, несмотря на мероприятия по изменению собственной структуры. В рамках этого фонда расходы, безусловно, будут, поскольку любое сокращение сотрудников влечет за собой расходование средств. По крайней мере, в текущем году никаких дополнительных бюджетных расходов эта реформа за собой не повлечет. Что касается работы над бюджетом, то я уверен, что она от этого не пострадает - в тех ее структурах, которые непосредственно занимаются бюджетом, работают достаточно квалифицированные специалисты, которые смогут сделать этот процесс безболезненным. Никто не допустит, чтобы работа над бюджетом остановилась. А наиболее благоприятное время для формирования правительства, по моему мнению - июль-август.