Армянский национальный конгресс (АНК), за исключением одной силы, входящей в него (Объединение армянских добровольцев - Жирайр Сефилян - ред.), выступает за налаживание отношений с Турцией. Об этом на митинге оппозиции 1 мая в Ереване заявил первый президент Армении Левон Тер-Петросян.

По его словам, АНК выступает за действия властей в этом вопросе, но поддерживает только положительные шаги. Однако, по словам Тер-Петросяна, процесс установления армяно-турецких отношений пока ничего не сулит, кроме предания забвению вопроса признания Геноцида армян.

Как отметил Тер-Петросян, тайные армяно-турецкие контакты привели к разработке рабочего документа, которые в последствии получил название "дорожной карты". Этот документ, продолжает он, содержал 4 основных пункта: 1-установление дипломатических отношений, 2 - признание границ государствами, 3- открытие армяно-турецкой границы, 4 - создание комиссии историков. Однако, отметил он, в дальнейшем появились некоторые подробности. "Казалось бы, Турция отказалась от связывания нормализации отношения с Арменией нагорно-карабахским урегулированием. Но появившиеся обстоятельства свидетельствуют о другом", - отметил он. В этом контексте Тер-Петросян отметил, что одним из элементов нового процесса стало заявление о создании межправительственной комиссии. По его мнению, наивно полагать, что в этой комиссии не будет создан исторический департамент. Кроме того, Турция не может не считаться с Азербайджаном. "Следовательно, Турция последовательно ведет свою политику и идет к поставленной цели, что однако означает, что она не пойдет на нормализацию отношений пока не решится вопросе Карабаха", - отметил он. Кроме этого, Турция ставит перед собой еще одну цель - предотвратить признание Геноцида армян президентом и Конгрессом США. По его словам, благодаря умелым дипломатическим навыкам Анкары, Турция последовательно идет к своей цели, Армения проиграла, а армянская диаспора обманулась в ожиданиях. "Первый тайм "футбольной дипломатии" закончился со счетом 1:0 в пользу Турции", - отметил Тер-Петросян, добавив, что в этом нет вины президента США Барака Обамы (который в обращении к армянскому народу не употребил слово "геноцид"), а если есть необходимость в поиске мишени для обвинения, то ими являются экс-президент Роберт Кочарян, экс-глава МИД Вардан Осканян и нынешний президент Серж Саргсян.

Именно они, по словам Тер-Петросяна, осквернили идею признания Геноцида армян, превратив ее в предмет торга. Поясняя свою позицию первый президент отметил, что при Роберте Кочаряне краеугольным камнем внешней политики стало признание Геноцида, но поняв, что они зашли в тупик, эта власть вернулась к политике установления отношений с Турцией без предусловий, которую они же сами называли предательской. Серж Саргсян же пошел еще дальше, согласившись на создание комиссии, предложение премьера Турции, которое еще несколько лет назад отвергла армянская сторона. "Сегодня Серж Саргсян, ради продления своей власти продал Геноцид. Для достижения этой цели он продаст и Нагорный Карабах", - отметил Тер-Петросян, добавив, что выражается довольно в мягкой форме, и его действия будут осуждены армянской диаспорой.

В то же время, по словам Тер-Петросяна, в армяно-турецком потеплении существуют и положительные стороны. С одной стороны, естественная заинтересованность Турции в вопросе урегулирования армяно-турецких отношений, а с другой - обусловленность этого урегулирования ожидаемыми подвижками в армяно-азербайджанских отношениях, создают определенную почву для стимулирования процесса урегулирования карабахского конфликта. Позитивным фактором, по мнению Тер-Петросяна, следует также считать взятую, по стечению обстоятельств, президентом Обамой моральную ответственность, что выдвигает перед руководимой им страной обязательство беспристрастного и более активного вовлечения в процесс как армяно-турецких отношений, так и урегулирования карабахского конфликта. "Барак Обама - идеалист, в самом лучшем смысле этого слова. А известно, что хотя, как правило, миром правят прагматики и циники, все же цивилизацию продвигают вперед время от времени появляющиеся идеалисты. При этом, говоря идеалисты, я имею в виду вовсе не идеологов, а редких государственных деятелей, имеющих незыблемые принципы в вопросах нравственности, честности и справедливости", - заявил Левон Тер-Петросян.