Турция должна признать Нагорный Карабах точно так же, как Северный Кипр: интервью

Баку, 1 мая 2009, 15:53 — REGNUM  

Последние тенденции в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, а также ситуацию, сложившуюся в армяно-турецких отношениях, анализирует в интервью ИА REGNUM Новости советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской республики Рубен Заргарян в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости. Собеседник агентства был одним из участников международной конференции "Кавказ - зона стратегических интересов России", организованной Центром анализа террористических угроз и конфликтов низкой интенсивности. ИА REGNUM: Какова сейчас ситуация в урегулировании карабахского конфликта?

Периодически звучащие в мире заявления о том, что признание Нагорно-Карабахской Республики независимым государством в настоящий момент нереально, и что оно может привести к новой войне, что для позитивного перелома нынешнего положения дел необходимо передать Азербайджану реинтегрированные исторические земли Нагорного Карабаха, то есть удовлетворить ничем не обоснованные территориальные претензии Азербайджана, являются постмодернистским подходом к истории, политике и дипломатии, и могут самым серьезным образом дестабилизировать ситуацию в регионе.

Попытки умиротворения азербайджанского агрессора путем удовлетворения растущих территориальных претензий властей Азербайджана на карабахские земли, несомненно, укрепит уверенность азербайджанских властей в своей безнаказанности за предыдущие военные преступления, этнические чистки и геноцид, поощрит новую азербайджанскую агрессию.

Признание НКР не ведет к войне, а с точностью до наоборот, только окончательное признание независимости НКР может предотвратить новую агрессию Азербайджана. Временное охлаждение отношений признавших НКР стран с властями Азербайджана - это небольшая цена за установление мира в регионе и урегулирование азербайджано-карабахского конфликта. Важно подчеркнуть, что признание НКР придаст беспрецедентную динамику переговорам между НКР, Азербайджаном и Арменией по заключению мирного договора между тремя странами.

Постмодернистский подход в дипломатии фактически ставит на одну доску истинного агрессора Азербайджан и борющийся за свободу Нагорный Карабах, навязывает формулу "паритетного подхода" к действиям сторон, пытается нивелировать виновных и правых, отрицает возможность постижения исторической реальности, исторического факта, навязывает искусственное представление о множественности истины двух основных сторон конфликта Азербайджана и Нагорного Карабаха, а также Армении. Такая постановка вопроса наносит серьезный удар не только по истории, но и по процессу урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.

В политическом и дипломатическом процессе стало модно занимать антиисторическую позицию, отрицать даже потенциальную возможность изучать "неопосредованные", объективно существующие объекты и процессы. Не в силах понять, что есть история, каковы реальные факты многотысячелетней истории армянского Нагорного Карабаха и 90-летней истории Азербайджана, постмодернисты от политики приняли концепцию отрицания исторического фактора и категории исторического прогресса в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, но при этом стремятся навязать понятие равной вины и равной правоты НКР и Азербайджана. Как верно отмечал Конфуций, если не будет правильных названий, то не будет и правильных дел.

Пришедший на смену концепции исторического прогресса постмодернистский взгляд на мир снимает самую возможность постановки проблемы познания глубинного смысла азербайджано-карабахского конфликта, и тем самым оправдывает деструктивную, антиисторическую и геноцидную политику властей Азербайджана. Для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта необходимо преодолеть тупики дипломатического постмодернизма.

Антиправовое противопоставление принципа права народов на самоопределение и территориальной целостности также самым серьезным образом мешает переговорному процессу. Согласно международному праву, принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить территориальной целостности, так как применяются они к разным сферам международных отношений. Принцип нерушимости государственных границ вступает в силу в случае их нарушения со стороны другого государства. Но в случае с азербайджано-карабахским конфликтом нет внешнего фактора, а есть конфликт между НКР и Азербайджаном, двумя государствами, образовавшимися на территории бывшей Азербайджанской ССР.

ИА REGNUM: Как "дорожная карта" взаимоотношений Армении и Турции отразится на процессе урегулирования?

Разработка "дорожной карты" - это рабочий процесс, целью которого является установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией без предварительных условий. До тех пор пока документ "дорожной карты" официально не опубликован, давать экспертную оценку не представляется возможным.

В целом, следует отметить, что именно Турция весьма заинтересована в установлении дипломатических отношений с Арменией, дабы изменить свой негативный имидж в регионе на более позитивный. Известно, что турецкие правящие элиты, зараженные идеологий агрессивного великодержавного пантюркизма, имеют антагонистические противоречия не только со всеми своими соседями, но даже и с дальними странами.

Взаимоотношения между Турцией и Республикой Арменией - это самостоятельная тема. Надо также иметь в виду, что на землях исторической Армении существуют три субъекта международных отношений - Республика Армения, Нагорно-Карабахская Республика и народ Западной Армении, находящийся в изгнании после геноцида 1915-23 годов. Установление дипломатических отношений между Республикой Арменией и Турцией могло бы повлиять на процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в случае, если бы Турция проявила сознательность и ответственность и признала бы независимость Нагорно-Карабахской Республики. В случае с Северным Кипром Турция пошла на одностороннее признание, чего не сделала ни одна страна в мире.

ИА REGNUM: Что могло бы способствовать скорейшему урегулированию конфликта между Азербайджаном и Нагорным Карабахом?

Свободный, современный и успешный Нагорный Карабах намного более органично вписывается в мировой исторический процесс, нежели Азербайджан. Азербайджано-карабахский конфликт необходимо анализировать с ценностных позиций. Попытки подчинить свободный и демократический Нагорный Карабах тоталитарному Азербайджану являются нонсенсом в XXI веке.

Ничем не объяснимая задержка мировым сообществом окончательного признания независимости НКР на основе норм международного права ведет переговорный процесс в никуда, серьезно увеличивает опасность эскалации конфликта, стимулирует власти Азербайджана к усилению агрессивности и еще большему ужесточению позиции. Мировое сообщество имеет полное право освободиться из состояния заложников авантюрной политики руководства Азербайджана, осознать свою ответственность за последствия ничем не оправданного затягивания решения этого вопроса и проявить политическую волю в деле неизбежного окончательного признания независимости НКР.

Взаимное признание НКР и Азербайджана должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. А на втором этапе переговоров должны решаться наиболее сложные проблемы: территории, беженцы, границы.

Важно подчеркнуть, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. Наоборот, в Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 года подчеркивается, что каждое государство обязано проявлять уважение к воле народов, а также иметь в виду, что подчинение народов иностранному игу является нарушением принципа самоопределения и противоречит Уставу ООН.

Цивилизованное и прочное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих пяти принципах: во-первых, определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного Карабаха; во-вторых, взаимное признание независимости НКР и Азербайджанской Республики и окончательное признание международным сообществом государственной независимости НКР; в-третьих, восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха; в-четвертых, международные и собственные гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха; в-пятых, решение проблемы территорий и беженцев может и должно осуществляться только на взаимной основе, в рамках мирного договора между НКР и Азербайджаном.

Нагорный Карабах является в географическом и историческом аспекте более широким понятием, чем бывшая НКАО и современная НКР. Согласно международному праву, Нагорный Карабах имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был противоправно аннексирован Азербайджаном в 1921 г. "Карабахская реконкиста", то есть освобождение земель исторического Нагорного Карабаха, должна получить логическое окончательное международно-правовое урегулирование, основанное на воссоединении реинтегрированных территорий с Нагорно-Карабахской Республикой и восстановлении территориальной целостности именно Нагорного Карабаха.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail