Турция должна признать Нагорный Карабах точно так же, как Северный Кипр: интервью

Баку, 1 мая 2009, 15:53 — REGNUM  

Последние тенденции в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, а также ситуацию, сложившуюся в армяно-турецких отношениях, анализирует в интервью ИА REGNUM Новости советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской республики Рубен Заргарян в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости. Собеседник агентства был одним из участников международной конференции "Кавказ - зона стратегических интересов России", организованной Центром анализа террористических угроз и конфликтов низкой интенсивности. ИА REGNUM: Какова сейчас ситуация в урегулировании карабахского конфликта?

Периодически звучащие в мире заявления о том, что признание Нагорно-Карабахской Республики независимым государством в настоящий момент нереально, и что оно может привести к новой войне, что для позитивного перелома нынешнего положения дел необходимо передать Азербайджану реинтегрированные исторические земли Нагорного Карабаха, то есть удовлетворить ничем не обоснованные территориальные претензии Азербайджана, являются постмодернистским подходом к истории, политике и дипломатии, и могут самым серьезным образом дестабилизировать ситуацию в регионе.

Попытки умиротворения азербайджанского агрессора путем удовлетворения растущих территориальных претензий властей Азербайджана на карабахские земли, несомненно, укрепит уверенность азербайджанских властей в своей безнаказанности за предыдущие военные преступления, этнические чистки и геноцид, поощрит новую азербайджанскую агрессию.

Признание НКР не ведет к войне, а с точностью до наоборот, только окончательное признание независимости НКР может предотвратить новую агрессию Азербайджана. Временное охлаждение отношений признавших НКР стран с властями Азербайджана - это небольшая цена за установление мира в регионе и урегулирование азербайджано-карабахского конфликта. Важно подчеркнуть, что признание НКР придаст беспрецедентную динамику переговорам между НКР, Азербайджаном и Арменией по заключению мирного договора между тремя странами.

Постмодернистский подход в дипломатии фактически ставит на одну доску истинного агрессора Азербайджан и борющийся за свободу Нагорный Карабах, навязывает формулу "паритетного подхода" к действиям сторон, пытается нивелировать виновных и правых, отрицает возможность постижения исторической реальности, исторического факта, навязывает искусственное представление о множественности истины двух основных сторон конфликта Азербайджана и Нагорного Карабаха, а также Армении. Такая постановка вопроса наносит серьезный удар не только по истории, но и по процессу урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.

В политическом и дипломатическом процессе стало модно занимать антиисторическую позицию, отрицать даже потенциальную возможность изучать "неопосредованные", объективно существующие объекты и процессы. Не в силах понять, что есть история, каковы реальные факты многотысячелетней истории армянского Нагорного Карабаха и 90-летней истории Азербайджана, постмодернисты от политики приняли концепцию отрицания исторического фактора и категории исторического прогресса в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, но при этом стремятся навязать понятие равной вины и равной правоты НКР и Азербайджана. Как верно отмечал Конфуций, если не будет правильных названий, то не будет и правильных дел.

Пришедший на смену концепции исторического прогресса постмодернистский взгляд на мир снимает самую возможность постановки проблемы познания глубинного смысла азербайджано-карабахского конфликта, и тем самым оправдывает деструктивную, антиисторическую и геноцидную политику властей Азербайджана. Для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта необходимо преодолеть тупики дипломатического постмодернизма.

Антиправовое противопоставление принципа права народов на самоопределение и территориальной целостности также самым серьезным образом мешает переговорному процессу. Согласно международному праву, принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить территориальной целостности, так как применяются они к разным сферам международных отношений. Принцип нерушимости государственных границ вступает в силу в случае их нарушения со стороны другого государства. Но в случае с азербайджано-карабахским конфликтом нет внешнего фактора, а есть конфликт между НКР и Азербайджаном, двумя государствами, образовавшимися на территории бывшей Азербайджанской ССР.

ИА REGNUM: Как "дорожная карта" взаимоотношений Армении и Турции отразится на процессе урегулирования?

Разработка "дорожной карты" - это рабочий процесс, целью которого является установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией без предварительных условий. До тех пор пока документ "дорожной карты" официально не опубликован, давать экспертную оценку не представляется возможным.

В целом, следует отметить, что именно Турция весьма заинтересована в установлении дипломатических отношений с Арменией, дабы изменить свой негативный имидж в регионе на более позитивный. Известно, что турецкие правящие элиты, зараженные идеологий агрессивного великодержавного пантюркизма, имеют антагонистические противоречия не только со всеми своими соседями, но даже и с дальними странами.

Взаимоотношения между Турцией и Республикой Арменией - это самостоятельная тема. Надо также иметь в виду, что на землях исторической Армении существуют три субъекта международных отношений - Республика Армения, Нагорно-Карабахская Республика и народ Западной Армении, находящийся в изгнании после геноцида 1915-23 годов. Установление дипломатических отношений между Республикой Арменией и Турцией могло бы повлиять на процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в случае, если бы Турция проявила сознательность и ответственность и признала бы независимость Нагорно-Карабахской Республики. В случае с Северным Кипром Турция пошла на одностороннее признание, чего не сделала ни одна страна в мире.

ИА REGNUM: Что могло бы способствовать скорейшему урегулированию конфликта между Азербайджаном и Нагорным Карабахом?

Свободный, современный и успешный Нагорный Карабах намного более органично вписывается в мировой исторический процесс, нежели Азербайджан. Азербайджано-карабахский конфликт необходимо анализировать с ценностных позиций. Попытки подчинить свободный и демократический Нагорный Карабах тоталитарному Азербайджану являются нонсенсом в XXI веке.

Ничем не объяснимая задержка мировым сообществом окончательного признания независимости НКР на основе норм международного права ведет переговорный процесс в никуда, серьезно увеличивает опасность эскалации конфликта, стимулирует власти Азербайджана к усилению агрессивности и еще большему ужесточению позиции. Мировое сообщество имеет полное право освободиться из состояния заложников авантюрной политики руководства Азербайджана, осознать свою ответственность за последствия ничем не оправданного затягивания решения этого вопроса и проявить политическую волю в деле неизбежного окончательного признания независимости НКР.

Взаимное признание НКР и Азербайджана должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. А на втором этапе переговоров должны решаться наиболее сложные проблемы: территории, беженцы, границы.

Важно подчеркнуть, что в международном праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие метрополии, от которой оно отделяются. Наоборот, в Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 года подчеркивается, что каждое государство обязано проявлять уважение к воле народов, а также иметь в виду, что подчинение народов иностранному игу является нарушением принципа самоопределения и противоречит Уставу ООН.

Цивилизованное и прочное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих пяти принципах: во-первых, определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного Карабаха; во-вторых, взаимное признание независимости НКР и Азербайджанской Республики и окончательное признание международным сообществом государственной независимости НКР; в-третьих, восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха; в-четвертых, международные и собственные гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха; в-пятых, решение проблемы территорий и беженцев может и должно осуществляться только на взаимной основе, в рамках мирного договора между НКР и Азербайджаном.

Нагорный Карабах является в географическом и историческом аспекте более широким понятием, чем бывшая НКАО и современная НКР. Согласно международному праву, Нагорный Карабах имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был противоправно аннексирован Азербайджаном в 1921 г. "Карабахская реконкиста", то есть освобождение земель исторического Нагорного Карабаха, должна получить логическое окончательное международно-правовое урегулирование, основанное на воссоединении реинтегрированных территорий с Нагорно-Карабахской Республикой и восстановлении территориальной целостности именно Нагорного Карабаха.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
30.03.17
«Война за сельхозземли Ставрополья разрушает крупные хозяйства»
NB!
30.03.17
Путин напомнил президенту Исландии, что его страна многим обязана СССР
NB!
30.03.17
Обстрел генерального консульства Польши в Луцке: кто виноват?
NB!
30.03.17
Глава Финляндии решил узнать, как выглядит мир с точки зрения Путина
NB!
30.03.17
Киев — Польше, Словакии и Румынии: «Грузия научит ВСУ воевать в горах»
NB!
30.03.17
«Дефицит госбюджета вырос на 50% из-за блокады»: обзор экономики Украины
NB!
30.03.17
Умирающая углепромышленность Украины: Свой уголь стоит, как импортный
NB!
30.03.17
Украинский капкан
NB!
30.03.17
The Daily Express: «Британия вновь стала самостоятельной»
NB!
30.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 30 марта
NB!
30.03.17
Эстония: Русофобия – стержень государства
NB!
30.03.17
Министры из Прибалтики просили США вооружить Украину против России
NB!
30.03.17
Влияние курса нацвалюты на экспорт по оценке Нацбанка Казахстана: отчет
NB!
30.03.17
Швед получил письмо, адресованное Путину
NB!
30.03.17
«Посол Испании в Киеве за свои слова о России не ответил»
NB!
30.03.17
Путин высказался о несогласованных митингах 26 марта
NB!
30.03.17
Путин: Россия рада климатическим изменениям в Арктике
NB!
30.03.17
Восемь интересных фактов о доходах государственного бюджета Казахстана
NB!
30.03.17
Путин: «читайте по губам: No»
NB!
30.03.17
«Дорогой рубль просто кому-то нужен»
NB!
30.03.17
Банкротство Westinghouse — трезвым взглядом
NB!
30.03.17
Глава ФМБА обвинил WADA в двойной игре