27 апреля президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе своего первого за четырнадцать лет посещения Западной Европы, встретился с Папой Римским Бенедиктом ХVI. Итоги данной встречи прокомментировал 28 апреля для ИА REGNUM Новости российский историк и политолог, сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский.

Визит Александра Лукашенко в Италию - очень разумный и, я бы даже сказал, элегантный жест международной политики, от которого выигрывают все стороны - и Евросоюз, и Минск. Проведение европейского саммита по запуску программы "Восточное партнёрство" 7 мая в Праге ставило его участников в очень трудное положение. Не приглашать Белоруссию значило бы разрушить всё то, что было сделано по нормализации отношений с этой страной за последнее время. Европа должна ценить и то, что Белоруссия пока что так и не пошла на признание Абхазии и Южной Осетии, немало напрягая тем самым свои отношения с Россией. Но и приезд в Прагу Лукашенко грозил разрушить всю прежнюю политику ЕС в отношении Минска, показать малую значимость всех требований по демократизации и соблюдению прав человека на фоне вопросов геополитической ориентации. А могло бы и сорвать саммит, превратить его в череду крайне некрасивых действий и скандалов. Президент Чехии Вацлав Клаус вон уже заявил, что не подаст руки белорусскому президенту.

При этом главный автор программы "Восточное партнёрство", претендующий на лидерство во всей восточной политике ЕС - Польша - вряд ли могла бы как-то исправить ситуацию. Это шло бы вразрез со всей предыдущей линией польской политики. Кроме того, любые сильные жесты навстречу Минску со стороны действующего правительства могли бы обрушить рейтинг партии "Гражданская платформа" как раз накануне выборов следующего года. И здесь активность Италии оказалась как нельзя кстати. Судя по всему, Лукашенко не поедет в Прагу, и Белоруссия там будет представлена на уровне премьера или главы МИД. Взамен этого (и в знак частичной нормализации отношений с ЕС) ему предоставлена возможность торжественно обставленного визита в Италию и Ватикан. В общем-то, это идеальная замена скандальному и явно менее престижному приезду в Прагу.

Италия - страна, не граничащая с Белоруссией и в целом заинтересованная более в делах южного направления европейской политики, а потому конкуренцию Польше в этом отношении не составляющая. Тем более что визит в Рим был обставлен, в первую очередь, как визит в Ватикан. Белоруссия - страна, в которой около 14% верующих составляют католики, а потому встреча Лукашенко с Папой Римским вполне оправданна. Папа являет собой наиболее авторитетного духовного лидера в Европе, а потому эта встреча носила подчёркнуто символический характер. Легче контактировать с Лукашенко теперь будет и полякам - ведь он был удостоен аудиенции главы Католической церкви.

Понятно, что эта встреча оказалась возможной только теперь, при папе Бенедикте XVI. Прежде, при Иоанне Павле II, она вряд ли могла состояться: этот папа-поляк принимал слишком активное участие в политических событиях всего региона Центральной и Восточной Европы. Надо также заметить, что эта встреча была очень красиво оформлена со стороны самого Лукашенко: перед поездкой в Рим он встретился с патриархом Кириллом и испросил его разрешения на этот визит. Более того, он встречался с папой во многом и в роли посланника патриарха, передав от него "ряд вопросов". Этот момент сделал визит президента Белоруссии в Ватикан очень корректным по отношению и к Русской Православной Церкви, и к православному большинству населения Белоруссии.

Есть у встречи Лукашенко с папой и ещё один очень важный аспект. Католическое меньшинство в Белоруссии в значительной степени представлено поляками, которых активная политика Варшавы сделала за последние годы чем-то вроде пятой колонны в стране. Надо сказать, что Католическая церковь в Белоруссии немало постаралась избавиться от образа организации польской диаспоры, попытавшись создать себе имидж одной из традиционных белорусских конфессий. По моим личным впечатлениям, ей это не очень-то удалось - до сих пор без знания польского языка в костёлах Белоруссии обойтись трудно. И всё же католикам удалось сблизиться с оппозиционным лагерем, с белорусскими националистическими кругами.

Лукашенко ещё в 1990-е гг. не проявлял благосклонности к католикам и со временем их отношения с властью лишь ухудшались. Нередки были открытые конфликты с католической общественностью, то и дело объявлявшей акции протеста в связи с требованиями передачи им того или иного храма, или в связи с невыдачей визы какому-нибудь католическому священнику (которые часто являются гражданами Польши). Не устроил католиков и закон "О свободе совести и религиозных организациях" 2002 года. Например, по нему руководителем религиозной организации может быть только гражданин Белоруссии. Скоро два года, как белорусских католиков возглавляет Тадеуш Кондрусевич. Он был переведён в Минск из Москвы во многом из-за весьма негативного отношения к его деятельности в России. В Белоруссии он как бы продолжает агрессивную восточную политику Ватикана времён Иоанна Павла II. Подливает масла в огонь и трудно скрываемое сотрудничество Католической церкви с рядом оппозиционных организаций, особенно с непризнанным Союзом поляков в Белоруссии во главе с Анджеликой Борыс.

И вот на фоне этих проблем Лукашенко совершает столь сильный шаг - получает аудиенцию у Папы Римского. Несомненно, эта встреча будет оплачена серьёзными уступками католикам в самой Белоруссии, что, возможно, будет закреплено в специальном договоре, подобном уже заключённому с Православной церковью. Заявление пресс-секретаря Ватикана Федерико Ломбарди о том, что сейчас "особых проблем для католиков в Белоруссии не существует" - уже многого стоит. Общим итогом становится не только принципиальное улучшение имиджа Лукашенко в Европе, но и существенное улучшение отношений белорусских властей с католиками, а, соответственно, и новое укрепление позиций ныне действующей власти. Лукашенко в очередной раз показал, что нормализация отношений с Западом способна не ослабить, а, наоборот, усилить его положение внутри страны и дать ему возможность серьёзно продвинуться в решении ряда накопившихся проблем.