Дискуссии вокруг внесения поправок в Конституцию Приднестровья должны вестись исключительно в рамках правового поля: эксперт

Тирасполь, 28 Апреля 2009, 19:32 — REGNUM  Принятая в 1991 году первая Конституция Приднестровской Молдавской Республики подвергалась изменению семь раз, что свидетельствует об интенсивном развитии конституционных норм в тот период и их приведении в соответствие со складывающимися общественно-политическими и экономическими реалиями. Таким образом, нормы Конституции ПМР никогда не являлись статичными, и динамика их развития предопределялась развитием общества и государства в целом. Как сообщили 28 апреля корреспонденту ИА REGNUM Новости в парламентской пресс-службе, такое мнение высказала заместитель начальника управления юридического сопровождения законопроектов аппарата Верховного совета ПМР Екатерина Павлова, разъясняя позицию парламента республики по вопросу принятых в первом чтении 15 апреля 2009 года изменений в Конституцию ПМР.

"24 декабря 1995 года на всенародном референдуме была принята вторая Конституция ПМР, в ней также было предусмотрено делегированное приднестровским народом парламенту полномочие по внесению изменений в основной закон. В Конституцию 1995 года вносились изменения четырежды. Самые значительные преобразования Конституция 1995 года претерпела в 2000 году. Изменения были инициированы президентом Приднестровской Молдавской Республики и касались III раздела, закрепляющего систему органов государственной власти в ПМР. Указанная инициатива президента была принята Верховным советом в рамках установленной процедуры в течение полугода, при этом процесс внесения изменений в Конституцию происходил без предварительного проведения референдума и обсуждения с общественными организациями и объединениями, или иных дополнительных согласований с общественностью", - отметила Екатерина Павлова. Она подчеркнула, что "раздел III Конституции ПМР является предметом конституционных изменений, предлагаемых группой депутатов Верховного совета в настоящее время".

Павлова обращает внимание на то, что все законопроекты направляются в адрес президента ПМР, городских (районных) советов народных депутатов и других субъектов права законодательной инициативы, которые в установленный законом срок дают свое заключение. Для дачи заключения по законопроекту законодательно установлен срок в 30 дней, который является достаточным для того, чтобы выработать и представить Верховному совету замечания по законопроекту в части концептуальных изменений.

"Единая позиция исполнительных органов государственной власти по проекту изменений в Конституцию в законодательно установленный срок для дачи заключения по предлагаемым изменениям выработана не была. При этом следует отметить, что на пленарном заседании 15 апреля 2009 года по обсуждению предлагаемых изменений в Конституцию присутствовал президент Приднестровской Молдавской Республики, что создало необходимые условия для того, чтобы позиция исполнительной ветви власти была озвучена. Попытки озвучивания информации о том, что Верховный совет не имел права на внесение изменений в Конституцию, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Такие заявления не могут быть расценены как юридически выверенные, и по своей сути противоречат самой природе Основного закона, поскольку самой Конституцией, а именно статьей 101, право внесения проекта закона о внесении изменений в раздел III Конституции предоставлено Верховному совету, президенту и не менее чем 15 000 граждан республики", - заявила Екатерина Павлова.

Парламентский специалист пояснила, что Конституцией установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Приднестровской Молдавской Республике является народ. При этом народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти. Законодательная ветвь власти наделена функциями по изданию законов, исполнительная власть - по изданию подзаконных актов, направленных на реализацию положений законов, судебная власть - по контролю над их исполнением. Исполнительные органы государственной власти наделены в рамках своей компетенции правом принимать решения, затрагивающие права и законные интересы граждан и организаций. Аналогичным образом и Верховному совету в силу его статуса как высшего представительного и единственного законодательного органа республики предоставлено право на законодательное регулирование вопросов, имеющих важное значение для общества и государства, и это является его безусловным, делегированным ему народом Приднестровской Молдавской Республики правом. При этом следует особо подчеркнуть, что Верховный совет всегда обладал правом на внесение изменений в Основной закон республики с момента принятия первой Конституции ПМР, то есть со 2 сентября 1991 года.

"Поскольку проект закона о внесении изменений в Конституцию принят Верховным советом в первом чтении, учитывая значимость рассматриваемого проекта, всеми субъектами права законодательной инициативы должно быть реализовано право по внесению своих замечаний и предложений, оформленных соответствующим образом для оптимизации процесса рассмотрения изменений в Конституцию в процедуре второго чтения. Подобные дискуссии должны вестись исключительно в рамках правового поля. Действующее законодательство ПМР располагает достаточным инструментарием для того, чтобы с соблюдением всех законодательных процедур принимать выверенные и востребованные сегодняшним днем решения", - резюмировала Екатерина Павлова.

Как сообщало ИА REGNUM Новости, Верховный совет ПМР 15 апреля в ходе пленарного заседания в первом чтении принял проект конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР". В числе запланированных поправок предполагается упразднение поста вице-президента ПМР, который с 2006 года по настоящий момент занимает Александр Королёв. По мнению авторов законопроекта, основными целями данной законодательной инициативы являются поэтапное сближение конституционной модели регулирования общественных отношений ПМР с моделью, действующей в Российской Федерации, а также уточнение некоторых элементов, связанных с повышением эффективности деятельности, как депутатского корпуса, так и исполнительных органов государственной власти.

24 апреля Республиканский Координационный совет общественных объединений и политических партий ПМР выступил с заявлением, в котором выразил сожаление в связи с тем, что президент ПМР не наделен полномочиями в вопросах роспуска парламента и самостоятельного назначения проведения референдумов по особо важным государственным вопросам. "В связи с этим мы выносим предложение о созыве депутатов временного Верховного совета ПМР и депутатов I созыва Верховного совета ПМР для решения вопроса о наделении президента ПМР такими полномочиями, что будет всецело соответствовать идее гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации", - отмечается в заявлении Координационного совета. Также стоит отметить, что Социал-патриотический блок (СПБ), получивший в Приднестровье неофициальное название "Блок Королева", в ходе заседания 23 апреля принял решение "выразить недоверие" депутатам Верховного совета Приднестровской Молдавской Республики, избранным от города Тирасполь и проголосовавшим за принятие в первом чтении проекта конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР".

Вместе с тем, 24 апреля Республиканская партия "Обновление", председателем которой является спикер парламента Приднестровья Евгений Шевчук, выступила с заявлением в котором отмечает, что инициируемая дискуссия вокруг проекта конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР" выходит за рамки оперирования предметными аргументами, более того, ряд представителей некоторых общественно-политических сил и государственных органов демонстрирует показательное стремление к формированию напряженности и замене здорового диалога инсинуациями. "Мы расцениваем такую ситуацию как скоординированные мероприятия для защиты узко корпоративных чиновничьих интересов и борьбу за кресло. Это указывает на верность выбранного пути конституционных изменений", - говорится в заявлении РП "Обновление".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
«Ростов» разгромил «Спарту» по сумме двух встреч и вышел в 1/8 финала ЛЕ
NB!
23.02.17
«Возможен ли в Сирии «русский мир»?»
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
Как Голливуд равнялся на советскую космическую оперу
NB!
23.02.17
«Андерлехт» на 90-й минуте вырвал победу у «Зенита» по сумме двух матчей
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России
NB!
23.02.17
Разведка США: рак мозга
NB!
23.02.17
Франция: семьянин пойдёт до конца
NB!
23.02.17
В Калининграде дан салют из пушек, штурмовавших Кёнигсберг
NB!
23.02.17
Вещание российского телеканала о рыбалке запретили на Украине
NB!
23.02.17
Путин заявил об огромном боевом потенциале ВС России
NB!
23.02.17
Баку обозначил дискурс независимости Нагорного Карабаха
NB!
23.02.17
Как великий актер Алексей Петренко стал «неправильным украинцем»
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
В Эстонии активисты «Бессмертного полка — Таллин» выиграли суд у полиции
NB!
23.02.17
Лукашенко на этот раз не поможет: европарламентарии не по зубам Баку
NB!
23.02.17
Радио REGNUM. «Четверть часа о высоком». В гостях Марина Бойко
NB!
23.02.17
КНДР: За гибель Ким Чон Нама несет ответственность Малайзия
NB!
23.02.17
Умер народный артист РСФСР Алексей Петренко
NB!
23.02.17
«Воздержитесь от поездок» — США предупредили Гватемалу о депортациях
NB!
23.02.17
Пушков о подготовке Порошенко к войне с Россией: «Масштаб не тот»