Приговор по делу о покушении на главу дагестанского отделения Пенсионного Фонда Дагестана Амучи Амутинова огласят в Верховном суде Дагестана во вторник, 28 апреля. На прошлой неделе прошло очередное заседание по данному делу. Рассмотрение дела тянется уже несколько лет, сейчас дело рассматривается уже четвертым по счету судьей. Три предыдущих процесса заканчивались оправдательными приговорами, однако прокуратура добивалась отмены решений в Верховном суде России.

На жизнь Амутинова покушались дважды: 3 ноября 2004 года в Махачкале и 16 февраля 2005 года в городе Кизляре - путем подрыва начиненных взрывчатками автомобилей, припаркованных на пути его следования. В обоих случаях Амутинова спасла броня его автомашины. При этом погибли трое, ранены семь человек. Дела по факту покушений возбуждались по семи статьям УК РФ (в том числе 277, 205, 222, 223 и 33 - "посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля", "терроризм", "убийство двух или более лиц" и другие).

Сейчас по делу проходят четверо обвиняемых: жители села Кванада Цумадинского района Дагестана Магомед и Газимагомед Гаирбековы и Асхабали Газимагомедов, а также бывший начальник отдела рабочего снабжения Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги Омари Алилов. Потерпевший не раз публично называл именно Алилова одним из организаторов покушений на него. Главный обвиняемый по этому делу 14 мая 2007 года сам стал жертвой теракта. По пути на работу его машина взорвалась от безоболочного взрывного устройства, эквивалентного 200 граммам тротила, укрепленного под днищем его "Волги" в районе педалей. Алилову пришлось ампутировать ногу. В результате другого покушения был ранен адвокат обвиняемых Константин Мудунов.

Верховный суд Дагестана также оправдывал обвиняемых в феврале 2006 и в начале апреля 2007 годов, однако Верховный суд России отменял решения ВС Дагестана как незаконные. После первого возвращения дела в Верховный суд Дагестана для его рассмотрения был назначен судья Курбан Пашаев, который вел самые громкие процессы в республике. Незадолго до начала третьего рассмотрения дела судом, 11 декабря 2007 года, Пашаев был застрелен в Махачкале. Киллер поджидал возвращавшегося с работы в одно и то же время судью на лестничной площадке в подъезде его дома. Одним из последних дел Пашаева были дела об убийстве двух кандидатов в депутаты районного собрания в марте 2008 года. В третий раз Верховный суд Дагестана оправдал обвиняемых по делу Амутинова "за непричастностью к преступлению" 27 июня 2008 года, Верховный суд РФ отменил приговор по протесту прокуратуры в октябре 2008 года. Обвинение требует наказать обвиняемых лишением свободы сроком по 25 лет каждому с отбыванием срока в колонии строгого режима.

Накануне вынесения приговора обе стороны - и обвинение и защита отказываются от каких-либо комментариев и предпочитают не делать никаких "прогнозов". Адвокат обвиняемых Хадижат Алилова сказала ИА REGNUM Новости, что не хочет делать преждевременных выводов: "Сейчас мне не хотелось бы комментировать исход процесса. Если уже три раза оглашался оправдательный приговор... о чем можно еще говорить? Обвинение ничего нового так и не представило. Поймите, боюсь сейчас говорить, ведь среди обвиняемых и мой брат (Омар Алилов)". Практически такую же позицию высказал и начальник юридического отдела Пенсионного Фонда Магомед Кудиявмагомедов, пообещавший комментарии после оглашения приговора. Представители республиканской прокуратуры комментировать свою позицию также не стали.

Отметим, что один из обвиняемых, Омари Алилов, в силу своей прошлой должности считается человеком, близким начальнику Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги Гази Газиеву. Газиев и Амутинов - два наиболее влиятельных дагестанских руководителя лакской национальности. Амутинов неоднократно называл Газиева своим оппонентом. Когда 9 января 2008 года на Газиева было совершено покушение в Махачкале, он заявил "Коммерсанту": "Здесь, в Дагестане, есть такая практика у криминальных группировок: если два руководителя, два дагестанца воюют между собой или имеют какую-то неприязнь, то в одного стреляют, чтобы было подозрение на другого, если у него есть враги. Я не исключаю такой вариант: совершили покушение на меня, чтобы подозрение пало на Амутинова".