Сегодня в Ингушетии вспоминают годовщину Закона "О реабилитации репрессированных народов", который был принят 26 апреля 1991 года. Общественность республики сходится во мнении, что этот закон в отношении ингушского народа исполнен не полностью в том, что касается территориальной реабилитации.

Согласно закону, все нормативные акты, принятые в советскую эпоху касательно отдельных ("репрессированных") народов, признаны незаконными и отменены. Закон был принят в первую очередь в отношении народов Северного Кавказа, а также других народов (немцы), проживавших на территории СССР, которые были подвергнуты насильственной депортации из мест постоянного проживания. Ингушский народ был депортирован по решению Сталина 23 февраля 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию. Возвращение ингушей на родину состоялось в 1957 году.

Закон предусматривает восстановление нарушенных прав в соответствии со статусом-кво, в том числе и территориальное восстановление. Юридическим прецедентом является тот факт, что ингушский народ до сих пор не смог вернуть под свою юрисдикцию территорию Пригородного района, являющегося в соответствии с действующим законодательством территорией ингушского народа.

Вместе с тем, общественные деятели Ингушетии считают Закон "О реабилитации репрессированных народов" одним из самых гуманных и демократических законов, принятых современной Россией. Магомед Муцольгов, известный ингушский правозащитник, член экспертного совета аппарата Уполномоченного по правам человека в России, считает этот закон "очень правильным и хорошим". Руководитель офиса российского правозащитного центра "Мемориал" в Ингушетии Тимур Акиев назвал данный закон "самым справедливым законом, когда-либо принятым Россией".

"Современная Россия признала всю несправедливость и бесчеловечность сталинского режима в отношении граждан нашей страны и целых народов. Миллионы людей пострадали. Этот закон позволил надеяться, что справедливость существует. Тем не менее, отмечу, что со дня принятия закона прошло 18 лет, а его исполнение до сих пор не обеспечено. Исполнения закона не хотят начиная с федерального центра и кончая региональной властью", - отметил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости Магомед Муцольгов. По его мнению, неисполнению указанного закона может быть только два объяснения - нежелание во власти реализовать данный закон в силу каких-то политических амбиций или целенаправленное замораживание этого закона на одном из уровней власти. Тимур Акиев считает, что закон был исполнен частично - снято клеймо "врагов народа" с целых народов, выплачивались, хотя и небольшие, денежные компенсации, стало возможным возвращение на родину.

"Но государству не хватило сил реализовать его полностью. Формально закон выполнен. Но для народов Северного Кавказа, и не только, нарушенные права восстановлены не до конца. Люди не получили самого главного - территориальной реабилитации. Я могу это сказать в отношении ингушского и балкарского народов, часть земель последнего из которых превращены в заповедники и находятся в федеральном владении. Если исконные земли не возвращены юридически, то никак нельзя говорить о восстановлении прав полностью, то есть о реабилитации", - отметил правозащитник.

Тимур Акиев считает, что неполное исполнение закона "О реабилитации репрессированных народов" в отношении ингушского народа привело к трагической развязке - кровопролитному осетино-ингушскому конфликту осени 1992 года. "Ингуши со своей стороны добивались восстановления своих попранных прав. Но определенные силы в Северной Осетии использовали это против ингушей. Именно тогда, во время конфликта 1992 года, Россия приняла одностороннее, благоприятное только для осетинской стороны, положение. Мы помним, как высокопоставленные российские чиновники посещали места удерживания в заложниках ингушей осетинами, но ничего не сделали для их освобождения. Это и Сергей Бабурин, и Егор Гайдар и другие. Судьба же десятков заложников неизвестна по сей день", - сказал Тимур Акиев.

По мнению правозащитника, "неправильным будет, если считать", что этот закон нарушает права других людей, в частности осетин, проживающих на территории Пригородного района. "В отношении людей, которые поселились на законные территории ингушей после того, как последние были выселены с них по указу Сталина, никакие права не нарушаются. Ни Ингушетия, ни Северная Осетия не являются суверенными государственными образованиями. Поэтому эти люди, которые ранее заселились в дома ингушей, могут и дальше проживать на этой территории, но она должна быть по закону передана под юрисдикцию республики Ингушетия, как того и требует Закон "О реабилитации репрессированных народов". Россия же со своей стороны должна обеспечить им безопасное проживание. Ну а если эти люди категорически не хотят проживать на территории, находящейся под юрисдикцией ингушской стороны, то Россия должна им обеспечить возвращение на те территории, где они проживали до того, как поселились на землях, оставленных ингушами, или на любой другой территории. Именно таким видится справедливое исполнение этого закона", - сообщил корреспонденту ИА REGNUM Новости Тимур Акиев.

Правозащитник отмечает, что существует также некая позиция, навязываемая "сверху", согласно которой "ингуши должны соизмерять свои желания с реальными возможностями, а возможным на сегодня является только возвращение ингушей в места прежнего проживания без каких-либо земельных претензий". Гарантом же безопасного и полноценного проживания возвращенных людей выступает новый президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.

"Эта позиция не является справедливой по отношении к ингушскому народу, да и к самому закону "О реабилитации репрессированных народов". Но даже в части ее практического осуществления мне эта позиция представляется мало осуществимой, если, конечно, у президента Юнус-Бека Евкурова нет определенной договоренности с Дмитрием Медведевым. Только в этом случае, это более или менее осуществимо. Потому что в отношении ингушей, проживающих на данное время на территории Пригородного района, повсеместно нарушаются права. 95% из них безработны, около 90% не представлены в органах местного самоуправления Пригородного района. В целые села ингушей вообще не пускают. Доказать дискриминацию, даже на международном уровне, очень сложно. Например, когда "Мемориал" доказал, что нескольким ингушкам-роженицам отказали в медицинской помощи в отдельных больницах Пригородного района, где в основном работают осетины, власти Северной Осетии в этом усмотрели простую халатность, а не дискриминацию на национальной почве. К тому же, простое возвращение для многих невозможно, так как тысячи людей не могут доказать факт своего проживания на территории Пригородного района и города Владикавказ до вооруженного конфликта 1992 года. Эти люди часто обращаются к нам за помощью. К примеру, если человек не успел оформить свою квартиру до конфликта, то ему ничего не причитается. Тогда как быть с этими людьми?" - отметил правозащитник. Также, по его словам, суды Северной Осетии, выносящие решения в отношении таких людей, бывают "необъективны". Правозащитник считает, что территориальная реабилитация ингушского народа была бы возможной, если ранее, еще в 1994 году, была бы создана инициативная юридическая группа, которая последовательно отстаивала бы позицию ингушского народа в восстановлении его прав.

"Эта группа пользовалась бы поддержкой правительства и соответственно финансировалась бы. Тогда могли бы быть результаты. Но такой организации не было. А отдельные люди ничего не могут сделать. Если у тебя нет лобби, то ты борешься с системой. Когда ингушская общественная организация "Ахки-юрт" в 2004 году уже выиграла в Назрановском и Верховном судах Ингушетии дело о признании Пригородного района под юрисдикцией Ингушетии, Верховный суд России, нарушив срок рассмотрения, отменил данное решение, которое, я считаю незаконным. Полное исполнение закона "О реабилитации репрессированных народов" зависит от федерального центра, который должен проявить политическую волю в этом вопросе и довести его до логического и справедливого конца, так считал и первый президент Руслан Аушев", - сказал по этому поводу Тимур Акиев.

Руководитель РОД "Комитет вынужденных переселенцев из РСО-Алании в Ингушетии" Амир Бекбузаров отметил корреспонденту ИА REGNUM Новости, что так же считает невыполненным до конца закон "О реабилитации репрессированных народов". "Нам не только не возвращают Пригородный район, хотя у нас есть все нормативные документы, доказывающие его принадлежность ингушскому народу, но и не дают многим вернуться в свои дома. Этому всячески препятствуют власти Северной Осетии. Я неоднократно заявлял, что судьба Пригородного района зависит от парламента Ингушетии, и дальше от федеральной власти. Совершенно закрытыми для возвращения ингушей остаются села: Терк, Черенореченское, Октябрьское, Ир и поселок Южный. Когда я лично пытался вернуться в родное село Ир, нас встретила толпа с лопатами, вилами, милиция и местные власти, которые так и не дали нам вселиться в свои дома", - сообщил Амир Бекбузаров.

По данным, которые сообщил Амир Бекбузаров, на данное время на территории Пригородного района проживает около 12 тыс. ингушей, более 20 тысяч хотят вернуться, но не могут. Всего же во время осетино-ингушского конфликта свои дома покинуло более 65 тыс. ингушей.