До сварки "золотого стыка" первой очереди ВСТО осталось несколько часов

Владивосток, 24 апреля 2009, 16:39 — REGNUM  Несколько часов осталось до сварки "золотого стыка" на строительстве первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), возводимого компанией "Транснефть". Совпадение окончания сварочных работ на нефтепроводе с праздником 1 мая случайно, уверяют в компании. Еще несколько месяцев потребуется для завершения строительства перекачивающих станций, отладки оборудования и наполнения трубы нефтью. Полностью нефтепровод должен быть готов к эксплуатации не позже декабря.

Трассы ВСТО и Транссиба расходятся в районе Усть-Кута, откуда железная дорога сворачивает к Байкалу, а нефтяная труба уходит далеко на север, чтобы обойти водозабор озера Байкал. Именно перенос трассы от Байкала было главным требованием противников строительства нефтепровода. Это решение, санкционированное Владимиром Путиным, потребовало строительства дополнительных 460 км трубы, нефтеперекачивающей станции, увеличения объемов работ по внешнему электроснабжению, связи и т. д. Стоимость проекта возросла почти в два раза (правда, с учетом инфляции и резкого роста стоимости металл в 2005-2006 гг.). Маршрут трассы стал гораздо сложнее, появилась информация, что нефтепровод вообще построить не удастся. ВСТО резко поворачивает к югу около Алдана, встречается с БАМом в районе Тынды, откуда продолжает путь к Транссибу и границе с Китаем в районе Сковородино. Первая часть грандиозной строительной эпопеи практически завершена, несмотря на демарши экологов и обвинения в коррупции прежнего руководства Транснефти. Согласно заключению Счетной палатой России, недавно завершившей проверку расходов при строительстве ВСТО, вопрос об обоснованности трат до сих пор не закрыт.

Транснефть уже начала подготовительные работы по строительству второй очереди нефтепровода - от Сковородино до тихоокеанского порта Козьмино в районе Находки. Одновременно начаты работы по строительству отвода от ВСТО на китайский Дацин. Все строительные работы должны быть завершены к концу 2011 года. После выхода ВСТО на полную мощность через него из Восточной Сибири будет перекачиваться 80 млн тонн в год: 30 млн тонн - в Китай, еще 50 млн - в порт Козьмино.

Выступая в начале апреля с отчетом правительства в Государственной думе РФ Владимир Путин особо подчеркнул, что не все в мире заинтересованы в том, чтобы новые российские проекты нефтегазопроводов "стали реальностью, чтобы у России было больше возможностей для экспорта". Противники строительства ВСТО-II настаивали, что нефтепровод нанесет непоправимый ущерб хрупкой природе Дальнего Востока, да и строить его вообще нет смысла, потому что для трубы не хватит нефти. О том, насколько серьезная схватка шла вокруг ВСТО-II, свидетельствует тот факт, что в маршрут трассы от Сковородино до Козьмино было внесено более 200 изменений, обоснованных требованиями экологии и сохранения памятников. Проектировщики учли все возможные предложения, обойдя места произрастания редких растений, гнездовья птиц, коридоры миграции амурского тигра, исторические и археологические памятники. Наиболее серьезным изменением маршрута стал обход водозабора Хабаровска и района Тунгусского месторождения подземных вод (кстати, еще даже не используемого), что обойдется строителям в 650 млн рублей.

Нефти для ВСТО оказалось достаточно. В конце марта глава Минприроды Юрий Трутнев доложил президенту Дмитрию Медведеву, что по результатам проведенных исследований в зоне строительства ВСТО обнаружены месторождения углеводородов с потенциалом 1,8 млрд. тонн. По словам главы "Роснефти" Сергея Богданчикова, компания планирует ввести в Восточной Сибири в 2009 г. Ванкорское месторождение, в 2012-2013 г. в этом же регионе планируется запустить Юрубчено-Тохомское месторождение. Другие российские компании уже ввели в Восточной Сибири такие крупные месторождения, как Талаканское и Верхнечонское. "По всем этим месторождениям ожидается рост добычи. Десятки миллионов тонн нефти будут транспортироваться", - отметил президент НК.

Ванкорское месторождение на севере Красноярского края - одно из самых перспективных в России. Разведанные запасы нефти - 514,7 миллионов тонн, газа - 100 миллиардов кубометров. Ванкор - первая нефтегазоносная геологическая провинция, разведанная на территории России в постсоветский период. Аналитики включают освоение месторождения в десятку самых амбициозных мировых проектов в области добычи нефти и газа. Планируемый "Роснефтью" объем добычи "черного золота" на Ванкоре - до 25 миллионов тонн в год. В двадцатых числах апреля состоялось совещание нефтяных компаний под председательством вице-премьера Игоря Сечина по созданию "нефтяной провинции Ванкор", которая на продолжительный период станет главным источником для заполнения ВСТО.

По словам директора Тихоокеанского Экономического Центра (ТОЭЦ) Андрея Рябова, хотя нефть из восточно-сибирских месторождений будет дорогой в добыче, особенно в начале освоения месторождений, нефтепровод все равно окупится экономически. Но еще более важна геополитическая составляющая проекта. "В современном мире нефть давно стала синонимом политики, - утверждает Андрей Рябов. - Вторжение в Афганистан и дестабилизация ситуации в Пакистане похоронили планы строительства нефтегазопроводов в Индию и Китай из нефтегазоносных провинций Средней и Малой Азии. А предотвратить агрессию против Ирана, в чьи месторождения Китай вложил десятки миллиардов долларов, Пекин смог, лишь прибегнув к жесткому ультиматуму Вашингтону".

С окончанием строительства ВСТО Россия получает единую нефтепроводную система от западной границы до Тихого океана, что принципиально повлияет на возможности нашей страны отстаивать свои интересы на мировой рынке углеводородов. Западное направление экспорта станет не единственно возможным, в число потребителей российской нефти добавится Япония, а в перспективе, возможно, и Южная Корея, другие страны АТР. Экспорт нефти в Китай вырастет на первом этапе до 15 млн тонн в год, а после вывода нефтепровода на полную мощность до 30 млн тонн (в первом квартале 2009 года Россия поставила в Китай 3,28 млн тонн).

Не менее важное значение проекта состоит в том, что Дальний Восток станет получать дешевые нефть и газ, на базе которых возможно развитие химической промышленности. Вдоль трассы ВСТО-II будут уложены трубы газопровода с Сахалина, его планируется запустить одновременно с нефтепроводом.

Уже сегодня жители Дальнего Востока ощущают пользу от ВСТО, отмечают специалисты. В порту Козьмино кипит работа, бюджет Находкинского района пополнился первыми миллионами рублей налогов. По оценкам Транснефти, первая очередь нефтепровода даст работу полутора тысячам жителей регионов, по которым проходит трасса, а бюджеты Иркутской и Амурской областей будут ежегодно пополнятся на два миллиарда рублей. Для Хабаровского и Приморского краев эти цифры будут значительно выше.

Развитие на Дальнем Востоке новых отраслей промышленности создаст альтернативу нынешней сырьевой направленности экономики региона и, можно предполагать, остановит отток населения из этой стратегически важной части страны.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.