Обзор СМИ Алтайского края за период с 20 по 24 апреля 2009 года

Антикризисный оптимизм алтайских властей не имеет под собой достаточных оснований. Жильцов пустили с молотка: на Алтае на торги выставлены жилые дома вместе с хозяевами. Рост тарифов у организаций - кто виноват и что делать? "Горький" сахар алтайский свекловодов. Алейский сахарный завод прикроют? На Алтае посчитали зарплаты сельчан. Вам гуляш или чай с булочкой: макароны с соусом, чай и кусочек хлеба - "полноценный" обед сегодняшнего студента.

"Антикризисный оптимизм алтайских властей не имеет под собой достаточных оснований", - пишет 21 апреля краевое информационное агентство "ПолитСибРу-Новости". В материале главный редактор агентства Дмитрий Негреев анализирует то, как в регионе властями реализуют антикризисные меры, предложенные Правительством РФ на 2009 год.

Автор по порядку перечисляет различные сферы, в которых должна проводиться антикризисная политики. "Бюджет. На сессии Законодательного собрания 30 апреля должен быть секвестрирован краевой бюджет. Пока называется цифра в 10%, других данных нет. Проект секвестрированного бюджета администрация края должна представить завтра руководителям фракций и председателям комитетов Заксобрания.

Но зато есть цифры за первый квартал. Собираемость налогов в краевой бюджет в Алтайском крае составила 83,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В управлении Федеральной налоговой службы сравнивают спад налоговых поступлений индексом промышленного производства (89%), обращают внимание на то, что они сопоставимы и говорят: выводы делать рано, ведь во втором квартале промпредприятиям может поступить помощь. Интересные цифры. В среднем по стране, по данным Минфина, снижение собственных доходов региональных бюджетов в первом квартале составило 13%. В Алтайском крае - 16,6%. А ИПП в России - 85,7%, в Алтайском крае - 89,8%.

Снижение поступлений в региональные бюджеты от налога на прибыль за первые три месяца этого года составило 51%. В Алтайском крае они сократились также почти наполовину. Сборы НДФЛ в крае выросли на 7%. В РФ - на 5%, - пишет Негреев.

"Зарплата. Пока долгов по зарплате перед бюджетниками в крае, слава Богу, нет. Но в феврале, по сравнению с январем, на 0,5% уменьшилась средняя зарплата в образовании и на 8,3% - в здравоохранении и предоставлении социальных услуг. В целом же по краю средняя зарплата за февраль составила 94,6% январской зарплаты (снижение на 539 рублей). Данные за март пока не опубликованы.

В реальном секторе проблема невыплаты зарплаты уже стала вновь актуальной для региона. В прошлом году задолженность снижалась, но Алтайский край по этому показателю традиционно занимал первое место в Сибири. Сейчас занимает четвертое. Нас обогнали Красноярский край, Новосибирская и Иркутская области - более богатые и успешные регионы. Но и на Алтае задолженность растет. 1 января она равнялась 93 млн. рублей, 1 апреля - 201,8 миллиона. Край вплотную приблизился к уровню прошлого года - 220 млн. рублей долгов на 1 января", - продолжает автор.

"Безработица. Весь прошлый год, несмотря на то, что количество официально зарегистрированных безработных в регионе вплоть до ноября снижалось, Алтайский край был абсолютным лидером в СФО. Сейчас соседи начинают нас догонять, но и мы не стоим на месте. В октябре прошлого года было 35,2 тыс. безработных, на 15 апреля зарегистрировано 60230 человек.

В последнее время статус безработных в крае приобретают в среднем 800 - 900 человек в неделю. На начало апреля напряженность на официальном рынке труда была 10,4 человека на одно вакантное место. При содействии службы занятости за январь-март смогли найти работу только 9,5 тыс. человек.

Краевая власть не перестает обращать внимание на то, что с 1 октября 2008 года по настоящее время в связи с сокращением численности с предприятий уволено всего около шести тысяч человек, а количество безработных растет высокими темпами из-за того, что люди стали регистрироваться, чтобы получать пособие. Наверное, в этом есть доля истины. Но никуда не денешься и от других фактов: руководству многих предприятий удается сокращать штат в форме увольнения по собственному желанию.

"Оптимизм краевых властей, конечно, можно объяснить. Они уверены, что нужно больше рассказывать о хорошем. Но это хорошее не наступит от одних рассказов о нем. Пока все антикризисные меры в Алтайском крае сводятся к освоению федеральных денег. Если, вдруг, федеральный бюджет не сможет оказать помощь, у региона появятся большие проблемы. Программы развития, которые сейчас разрабатываются ("Алтайское Приобье", биофармацевтический кластер), - это пока журавль в небе. А людям нужна синица, но в руках. И сегодня", - делает вывод автор.

"Жильцов пустили с молотка. На Алтае на торги выставлены жилые дома вместе с хозяевами", - пишет 21 апреля "Российская газета"-Алтай. Журналист Татьяна Кузнецова рассказывает, что через неделю, 28 апреля, в Усть-Калманском районе Алтайского края должны пройти вторые торги, на которые выставлено имущество местного совхоза-банкрота. Среди лотов и два дома, где живут три семьи. Люди уже получили письменное требование до 9 мая "освободить помещение".

"В такую же ситуацию могли попасть еще четыре семьи и два дома, но там люди как-то исхитрились и выкупили свои жилища. Для Черненко и Катаевых из Усть-Калманки и Казарцевых из поселка Новый Чарыш этот вариант просто не по силам. Предприятие, где они раньше работали, активно распродает все, что осталось от когда-то крепкого хозяйства. А осталось мало. Все ликвидное имущество было выведено в отпочковавшийся сельхозкооператив с многообещающим названием "Надежда". Так что в качестве конкурсной массы банкрота сейчас продается в основном "социалка" - детский сад, профилакторий, клуб, магазин, водопровод да жилые дома", - выяснила автор.

Двухквартирный дом Черненко и Катаевых совхоз построил в 1997 году специально для своих работников. "Мы тогда на правлении решили, что квартиры передадим им в собственность после того, как они отработают 10 лет, - рассказала корреспонденту "РГ" Татьяна Лопанова, которая до 2000 года возглавляла совхоз. - Если бы знали, что случится с хозяйством и как поступят с людьми, наверное, сразу бы отдали им дома...".

"Случилось же вот что. С тех времен совхоз не раз уже поменял форму собственности, и протокол с решением правления затерялся. Правда, у жильцов на руках имелись договоры, где также было указано, что после 10 лет работы они могут приватизировать дома. Но, по словам Сергея Катаева, в 2005 году эти договоры у них незаконно изъяли, якобы для смены печати, и выдали новые - уже коммерческого найма, где требование обязательной работы в совхозе сохранилось, а вот строчка о приватизации чудесным образом исчезла. А потом совхоз предложил выкупить квартиры за 70-80 тысяч рублей. Но не у всех тогда, в 2006-2007 годах, нашлись такие деньги. А сейчас и подавно у Катаевых и Черненко нет по 130 тысяч рублей, чтобы вскладчину выкупить дом. Он выставлен на продажу почти за 265 тысяч рублей. А Казарцевым вообще придется собирать 210 тысяч рублей - такая цена заявлена на торги. В прошлом году Катаевы пытались в суде доказать свое право собственности на квартиру. И хотя все свидетели, в том числе и Татьяна Лопанова, подтвердили существование договоренности о приватизации, суд отклонил их требование из-за отсутствия документов", - констатирует Татьяна Кузнецова.

По мнению конкурсной управляющей Марины Шелиповой, люди оказались заложниками ситуации: "Никто не помешал руководству совхоза вывести ликвидное имущество во вновь созданный кооператив, а теперь все меня обвиняют в жестокости. Но где были власти и правоохранительные органы, когда растаскивалось имущество?"

Прокурор района Илья Бортняк пояснил корреспонденту "РГ": "Устанавливать права собственности нужно только в судебном порядке. Но в данном случае уже есть одно судебное решение, к сожалению, не в пользу жильцов. Поэтому мы сейчас пытаемся найти договоры, где было указано про право собственности после 10 лет работы, но, по предварительной информации, они были уничтожены в 2005 году, когда перезаключали договора коммерческого найма. Что касается выселения, то эту процедуру также можно произвести только в судебном порядке". По словам прокурора, у совхоза нет прав собственности на эти дома. Но даже если он их оформит, граждане вправе через суд требовать компенсацию, поскольку они достраивали дома сами и вложили в них немало средств. Не исключено, что компенсация может быть сравнима со стоимостью этих квартир, - заключает автор.

"Рост тарифов у организаций - кто виноват и что делать?", - пишет 22 апреля газета "Свободный курс". Журналист Надежда Скалон приводит факты: Увы, тысячи малых бизнесменов, крестьян и многих организаций не глядя подписали документы с энергосбытовыми компаниями. И теперь они в шоке: тариф - почти как на Камчатке! А все почему? Потому что при расчете тарифов на 2009 год краевые власти применили новый порядок тарифного регулирования".

"Новый порядок расчета тарифов появился... Ну, примерно как черт из табакерки - для потребителей, конечно. Краевые власти, которые его применили, знали все. Но средний рост электротарифов был обозначен в 14,1%, и причин для волнений у "мелких" потребителей как будто не было. Подписали договор. Потом - предложенное энергосбытовой компанией интересное допсоглашение. А когда пришел счет - волосы дыбом. На барнаульском рынке "Первомайский", например, платеж вырос на 60%. Рост, понятно, переложили на арендаторов мест на рынке. У Николая Петрова, предпринимателя из Зонального района, рост тарифов - 50% "с копейками". "Когда мы подписали допсоглашение к договору электроснабжения, трудно было разо­браться в этих тонкостях даже электрику, - говорит он. - Особенно тяжело придется пекарням: энергозатраты у них высокие"", - рассказывает Скалон.

По новой методике потребителям предложили разнообразное тарифное меню. Садись и выбирай, что выгоднее. Причем у ряда предприятий - в основном крупных - электричество подорожало даже меньше уровня инфляции. Но, как говорит член Общественной палаты края Евгения Трощий, предложив допсоглашение, "мелких" просто поставили перед фактом - у вас одноставочный тариф с неким показателем ЧЧИ.

Это загадочное ЧЧИ, или годовое число часов использования заявленной мощности, - "изюминка" новой методики. О том, что это за зверь, в конце прошлого года мало кто знал и, боюсь, мало кто понимает и сегодня. "90 процентов организаций инвалидов подмахнули то, что им предложили энергосбытовые организации, которые всем говорили: "Не подпишете - отключим"", - возмущается Евгения Алексеевна.

Автор сообщает, что мало кто знал в момент, когда подмахивал допсоглашение, что вдогонку к основному постановлению о тарифах (за № 102) в Главэкономики подписали и постановление за № 143. Из него следовало: стоило только не указать в договоре ЧЧИ, ты сразу подпадаешь под более низкий тариф и платишь максимум 3 рубля 18 копеек или меньше (в зависимости от энергосбытовой компании). И уж никак не 4-5 рублей, как получилось. Правда, это доброе постановление действует лишь в нынешнем году.

"Никто не объяснил людям, что у них есть варианты, - говорит Евгения Трощий. - Но если вы родили такое постановление, сделайте его достоянием гласности, объясните его суть! Да, закон соблюли, постановление опубликовали. Но человек, который даже прочтет это 143-е постановление, вряд ли в нем разберется".

""Горький" сахар алтайский свекловодов", - специальный репортаж о том, как в Алтайском крае пытаются развивать свекловодство и как при этом погибает отрасль, подготовила корреспондент телепроекта "Наши новости" Юлия Рознова. "Сахарная свекла на протяжении многих лет считалась в сельском хозяйстве сладким, лакомым кусочком с высокой рентабельностью. Тем более в Алтайском крае, который единственный за Уралом занимается ее посевами и переработкой. Накануне губернатор Александр Карлин утвердил программу развития свеклосахарного производства на 2009-2012 годы. За четыре года на эти цели направят почти полтора миллиарда рублей, 80 процентов из которых - из внебюджетных источников. Тем временем, свеклосеющие хозяйства сегодня сокращают посевы, а то и вовсе отказываются от этой, казалось бы прибыльной, культуры", - сообщает Юлия Рознова.

Она отмечает, что предгорная зона Алтайского края как нельзя лучше подходит для выращивания сахарной свеклы. Фермеры говорят, и одного дождя за лето достаточно, чтобы получить хороший урожай. А уж о ее рентабельности, когда существовало три завода по переработке, и говорить не приходилось. Теперь пришлось.

Виталий Моисеев, глава унитарного предприятия "Промышленный" (Бийский район): "Ну вот никаких проблем не было, все нас устраивало.. нам просто-напросто надо перерабатывать ее (свеклу/, прим. ред.) по близости чтоб это было".

По близости - было... до прошлого года, - говорит автор. Из семи свеклосеящих районов Бийской зоны свеклу везли на переработку на Бийский сахарный завод. С прошлого года, он не работает. Большие долги предприятия, доставшиеся от предыдущих собственников, не позволили взять кредиты. А краевые власти предпочли профинансировать переброску свеклы на завод в Черемное, чем помочь Бийскому заводу разобраться с займами.

В 2007-ом году была доставка до сахарного завода сюда, на Бийский - 1 млн. 210 тыс. завод возместил транспортные расходы - 500 тысяч. В 2008 году - отправили за 300 км. В Черемное - 2 млн. 280 тысяч затратили на транспортировку, а возмещение получить - не получили за доставку", - пояснил Виталий Моисеев.

Сейчас на Бийском сахарном - почти 500 заводчан уволены, введено конкурсное управление. Предприятие-банкрот ждёт торгов и нового собственника. И когда оно заработает - вопрос, в отличие от завода, открытый.

"В целом, Бийская зона - они в растерянности, не готовы сеять, мы хорошо еще не имеем убытка, на ноль сработали, а эти-то хозяйства все имеют убыток. Смоленский район объявил, что 5 млн.600 тыс. по району убытка", - отмечает Виталий Моисеев.

В растерянности и хозяйства, которые сотрудничали с сахарным заводом Алейска, не говоря уже о его сотрудниках. Галина Проскурина, бывшая сотрудница Алейского сахарного завода: "Нас предупредили, что завод будет законсервирован, и мы в течение 2 месяцев тем будем уволены".

Галина Казимирова, бывшая сотрудница Алейского сахарного завода: "Я вообще не представляю, как топиться будет поселок в этом году". Теперь у производителей сахарной свеклы выбора не остается - что посеял и пожал - отвези в Черёмное.

"В прошлом году они поняли, что эту свеклу не куда везти, и они ужесточили свои договоры на переработку", - говорит Виталий Моисеев.

Как ни парадоксально, но посевы сокращает и Черемновская зона. Только Ребрихинский район - на 350 гектаров. Уж слишком много предложений у пока единственного выжившего перерабатывающего завода. Свеклу со всех сеющих эту культуру районов ему не потянуть.

По словам корреспондента, на этом фоне оптимизм краевых чиновников вызывает восхищение. Накануне на сайте ГУСХ выставлена информация, о том, что губернатор утвердил программу развития свеклосахарного производства на ближайшие 4 года. Юлия Рознова цитирует: "Программа нацелена на создание условий устойчивого развития свеклосахарного производства, увеличения объемов производства сахарной свёклы, сахара и повышение на этой основе доходов сельского населения. Объёмы производства сахарной свёклы планируется довести до 440 тысяч тонн".

"Алейский сахарный завод прикроют?", - пишет 22 апреля газета "Свободный курс". В заметке сообщается, что еще одно алтайское предприятие заявило о сокращении большей части персонала: собственники Алейского сахарного завода решили законсервировать производство. Из 160 работающих на заводе будут заняты только 30.

"Но окончательно вопрос о дальнейшей судьбе предприятия еще не решен", - отметил надежный источник в руководстве завода. "Наш собеседник сообщил, что свеклу Алейский сахарный завод перерабатывать не будет из-за нехватки сырья, но производство, возможно, перепрофилируют, не исключено, что людям предложат перейти на другую должность. И, конечно, будут работать подсобные производства", - приводит подробности "СК".

"На Алтае посчитали зарплаты сельчан", - пишет 21 апреля газета "Ваше дело". Сообщается, что на прошлой неделе Главное управление сельского хозяйства края обнародовало данные о среднемесячной зарплате работников аграрного сектора по итогам 2008 года. 10 районов по этому показателю не выполнили условий соглашения с краевой администрацией.

В число аутсайдеров вошли Угловский (2780 рублей), Краснощековский (3074), Быстроистокский (3139), Ельцовский (3204) и Третьяковский (3289) районы. Напротив, высокие зарплаты сложились в хозяйствах Тогульского (9190) и Павловского (8431) районов. В 15 территориях оплата труда превысила 5 тыс. рублей, в 22 районах она колеблется в диапазоне от 4 до 5 тыс. рублей.

Из 60 муниципальных образований 54 обеспечили рост заработной платы свыше 25%. Хотя в целом по краю сельскохозяйственный труд оценивается низко. Среднемесячная зарплата работников, по данным годовых отчетов, составила 5054 рубля. Лишь в 35 районах она превысила среднегодовую величину прожиточного минимума. Напомним, на сегодняшний день МРОТ равен 4330 рублям.

"Вам гуляш или чай с булочкой?", - пишет 24 апреля газета "Вечерний Барнаул". Макароны с соусом, чай и кусочек хлеба - "полноценный" обед сегодняшнего студента. В этом убедились корреспонденты "ВБ", побывав в столовых наших вузов.

"Я живу в Новоалтайске, учусь в АлтГУ, в городе приходится проводить целый день, - рассказывает Евгения Вольхина, - с собой еду не беру, во-первых, неудобно с пакетиками в вузе на подоконнике, во-вторых, разогревать негде, не пойду же я с чашкой в деканат, проситься воспользоваться микроволновкой. Естественно, питаюсь в столовых. Если год назад обед обходился в 25 руб., это котлета, гарнир, чай и булочка, то сегодня такой набор стоит 40-60 руб. А стипендия за это же время выросла в среднем на 200 руб.! Так может ли позволить себе студент ежедневный обед на свою стипендию? Заметьте, я не имею в виду новую машину, даже не новый костюм, речь идет об обыкновенном обеде". Нехитрые расчеты показали, что не может. По данным "ВБ", стоимость "полноценного" обеда составляет 40-60 руб., можно и больше заплатить, откушав в элитарной студенческой столовой "Вилка-Ложка" за 200 руб. Возьмем за образец 60 руб., умножим на 25 (в среднем количество учебных дней в месяце). Получаем 1500 руб. "Хорошисты" сегодня получают 1100 в месяц. Выходит, что последнюю недельку он будет питаться "духовной" пищей?