В четверг, 23 апреля президент Дагестана Муху Алиев заявил журналистам, что считает целесообразным внести в республиканское законодательство поправки, гарантирующие всем народам республики место в законодательном органе - Народном Собрании. Система "национального квотирования" действовала при формировании дагестанского парламента с 1994 по 2005 год. В рамках этой системы, в округах, где проживает несколько народов, за каждым из них закреплялось по одному мандату. На выборах Народного Собрания 2006 года эта система была заменена выборами всего состава депутатского корпуса по партийным спискам. По просьбе ИА REGNUM Новости возможность очередного изменения дагестанского избирательного законодательства, возвращающего ее к учету национальности кандидатов, прокомментировали эксперты по Северному Кавказу:

Александр Кынев, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики: Возврат к национальному квотированию на выборах Народного Собрания Дагестана необходим. Я скажу больше: дагестанцев никто не заставлял от него отказываться. Ведь федеральный закон обязывает избирать по партийным спискам только 50% депутатов регионального парламента. Кроме того, никак не ограничено общее число депутатов, и неясно, зачем перед выборами Народного Собрания 2006 года это число потребовалось сокращать в полтора раза. Новая система, основанная только на выборах по партийным спискам, по факту гарантировала национальный паритет, но это стало возможно благодаря крайней зарегулированности избирательного процесса в Дагестане, когда выборы были превращены в референдум о доверии власти, ассоциируемой с одной-единственной партией. Как только на выборы возвращается реальная конкуренция, никаких гарантий сохранения представленности в парламенте основных народов новая система не даст, а такой итог был бы крайне нежелательным. При этом менять федеральное законодательство для возвращения национального квотирования не надо: можно просто вернуть 50% мандатов территориальным округам, возродить в территориальных округах механизмы национального квотирования и расширить общее число депутатов таким образом, чтобы прохождение всех основных этнических групп было гарантировано. При этом вполне можно сделать так, чтобы после увеличения численности депутатского корпуса большее число депутатов работало на общественных началах.

Марко Шахбанов, главный редактор газеты "Новое дело" (Дагестан): На мой взгляд, введение любых национальных ограничений на занятие каких-либо должностей неконституционно. Президент Дагестана вообще уделяет национальному фактору непропорционально много внимания. Это было заметно и в предыдущие годы его работы, ничего удивительного в новом заявлении нет. Если посмотреть на конкретные внутриэлитные расклады в сегодняшнем Дагестане, станет ясно, что там национальный фактор давно не на первом месте, где какая национальность - еще надо разбираться. Возврат к системе квот вернет нас в прошлое, потянет назад.

Хаджимурат Камалов, гендиректор ООО "Свобода слова" (Махачкала): Возврат к системе национальных квот - это возрождение территориальных избирательных округов. В результате этого президент Дагестана утратит ту степень контроля над избирательным процессом, которую он имел до сих пор. Ведь при выборах 100% состава депутатского корпуса по партийным спискам республиканские власти имеют возможность почти полностью определять, кто в итоге попадает в парламент. Если же вернуться к территориальным округам, на выборы смогут существенно влиять и муниципальные руководители. В нынешних условиях это будет означать, что избиратель попадает под двойной гнет. На мой взгляд, если бы при нынешней пропорциональной избирательной системе действовали реальные механизмы гражданского контроля за ходом выборов, было бы гарантировано представительство в парламенте всех основных групп: и национальных, и территориальных, и других. Почему именно сейчас президент выступил с таким предложением, сказать трудно. Как мне кажется, Муху Алиев находится сегодня в поиске каких-то новых политических решений.

Константин Казенин, заместитель управляющего директора ИА REGNUM: Возродить систему национального квотирования в Дагестане технически вовсе не так просто, как может показаться. После переписи 2002 года там появилось несколько "новых" народов. Точнее, они всегда существовали и раньше, только их приписывали к более крупным этносам. Среди таких "новых" народов есть и очень немногочисленные. Устанавливать ли квоту для всех народов, или начиная с какого-то порога численности? Вопрос далеко не простой. Если же отвлечься от таких "технических" - хотя на практике весьма важных - деталей, то очень верится словам президента о том, как ему нелегко "дались" последние выборы Народного Собрания. Но дело там было не совсем в национальностях, или не только в них: в 2006 году, как и сейчас, в республике было несколько групп влияния, не зависящих от президента. В первую очередь они состоят из муниципалов, и сформированы они не по национальному признаку. Добиться относительного баланса их интересов в списке "Единой России" было и впрямь нелегко. Все эти группы существуют и теперь, как и борьба между ними. Есть ли у президента Дагестана тотальный контроль за ситуацией в республике? Вовсе нет. Подтверждением тому - и скандал с назначением главного налоговика в феврале-марте, и сложные конфликтные ситуации вокруг республиканского газоснабжения, электросетей, имевшие место недавно, да отчасти и продолжающиеся. Выдвижение на первый план национального фактора могло бы быть попыткой расшатать нынешние элитные альянсы, "перекрашивая" игроков в национальные цвета вместо привычных цветов их политико-бизнесовых команд. Но не факт, что с такими правилами игры все согласятся.