"Самарская газета" сегодня, 22 апреля опубликовала статью "Две беды. Самарских дорожников оставили в дураках" о том, что предстоящие в мае аукционы по выбору подрядной организации, которая первой начнет в этом году работы на областных дорогах, привлекли внимание депутатов Самарской губернской Думы. Как оказалось, далеко не все парламентарии согласны с тем, каким образом будут распределены государственные контракты, общая сумма которых составляет почти миллиард рублей.

На прошлой неделе предприниматели, имеющие непосредственное отношение к сфере дорожного строительства, обратились в Самарскую губернскую Думу с просьбой дать правовую оценку условиям объявленных аукционов по выполнению работ на областных дорогах общего пользования. Аукционы должны состояться 5 мая 2009 года. Соответствующие заявления бизнесмены направили в адрес руководителей двух крупнейших фракций в региональном парламенте, а также в местное управление Федеральной антимонопольной службы. Бизнесмены утверждают, что условия проведения торгов не выдерживают никакой критики.

В первую очередь предпринимателей возмущает то, что организаторы аукционов в этом году сознательно укрупнили лоты. Несмотря на то что объекты, выставленные на торги, находятся в разных частях области, все они объединены в два лота. Стоимость первого лота - 730 млн, второго - 235 млн рублей. Деньги, согласитесь, немаленькие. Соответственно, выросли и суммы залогов, которые необходимо внести для участия в торгах. Бизнесмены говорят о том, что организаторы аукционов намеренно поставили их в неравные условия, ограничив круг участников предстоящих аукционов.

В противном случае, как ещё, например, объяснить содержание первого лота, куда входит ремонт сразу девяти мостов и четырёх участков дорог, которые расположены в девяти различных муниципальных районах Самарской области.

Одним словом, не всем компаниям, работающим в сфере дорожного хозяйства, под силу принять участие в торгах. И если раньше, по словам специалистов, объекты были привязаны к лотам не только территориально, но и жёстко соблюдался принцип "один лот - один объект", то сейчас "всё свалили в одну кучу". Бизнесмены видят в этом прямое нарушение закона "о конкуренции".

Впрочем, областные власти уже сегодня не скрывают имя фаворита будущих аукционов - это "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (АСАДО). Руководители этой организации ещё на прошлой неделе провели переговоры с министерством Валерия Матвеева. Переговоры, судя по публикациям в прессе, закончились для АСАДО весьма благополучно. Это и обещания помощи из областного бюджета на закупку дорожной техники, и пресловутые условия аукционов, размещенные в газете "Волжская коммуна". Примечательно, что в условиях экономического кризиса, когда бюджеты практически всех областных министерств подверглись жесткому секвестированию, АСАДО вообще не пострадало. Ведомством Валерия Матвеева на содержание дорог в этом году предусмотрено почти полтора миллиарда рублей. Таких комфортных условий для работы нет ни у одного дорожного предприятия области.

Впрочем, от названия компании, которая займется выполнением работ, качество дорог в Самарской области лучше не станет. АСАДО в любом случае будет распределять "выигранные" объемы работ среди субподрядчиков. Всем понятно, что в одиночку компания просто не справится, но имея такой транш, можно провести и "собственный аукцион". "Так зачем в условиях финансовой нестабильности плодить посредников?" - задают резонный вопрос предприниматели. И уж тем более, чем объясняется такая щедрость при формировании лотов, откровенно противоречащая публичным призывам губернатора к экономии бюджетных средств?

Областные дороги всегда были объектом повышенного внимания со стороны прессы и депутатов. Это во многом связано с тем, что в разное время в Самарской области вокруг деятельности органа управления дорожным хозяйством довольно часто возникали скандалы. Чиновников этого ведомства не раз обвиняли в коррумпированности, а законность проводимых торгов ставилась под сомнение. 2009 год не стал исключением. Похоже, что обсуждение государственных контрактов и в этот раз перейдёт в публичную плоскость, а ведомству Валерия Матвеева вряд ли удастся избежать громких скандалов.