Уровень благосостояния в Башкирии ниже среднего по России: Standard & Poor's

Уфа, 21 Апреля 2009, 14:40 — REGNUM  Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила рейтинг Башкирии "ВВ+", прогноз по рейтингу - "Стабильный". Об этом говорится в официальном сообщении рейтингового агентства, передает корреспондент ИА REGNUM Новости.

Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают низкая предсказуемость бюджетных показателей и ограниченная финансовая гибкость, обусловленные контролем со стороны федерального центра, а также концентрированный характер экономики, долгосрочное давление на расходную часть бюджета и пока невысокий по международным меркам уровень благосостояния, говорится в сообщении.

Эти недостатки компенсируются низким долгом республики, очень высокими показателями ликвидности и взвешенным финансовым менеджментом.

Предсказуемость финансовых показателей Башкирии остается невысокой вследствие зависимости доходных полномочий и расходных обязательств от решений федерального центра, а также развивающегося характера системы межбюджетных отношений.

Кроме того, основными плательщиками налогов в региональный бюджет являются предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, что предопределяет зависимость бюджета от изменений в экономической конъюнктуре и корпоративной налоговой политике.

В 2008 году пять крупнейших налогоплательщиков, связанных с нефтяным бизнесом (вместе с дочерними компаниями), обеспечили около 23% налоговых доходов консолидированного бюджета. Данный показатель снизился в сравнении с 2007 годом, когда он составлял 30%, однако в 2009 году указанная зависимость может возрасти, поскольку финансовые показатели в нефтеперерабатывающей промышленности выше, чем в других отраслях. Такая ситуация ставит республику в зависимость от решений крупных налогоплательщиков, у которых в настоящее время меняются структуры собственности.

Потребности в капитальных вложениях в Башкирии высоки, хотя после завершения ряда инвестиционных проектов, которые софинансировались из федерального бюджета, состояние инфраструктуры заметно улучшилось, и теперь республика демонстрирует определенную гибкость в плане возможности снижения капитальных расходов в ближайшей перспективе.

Несмотря на то, что экономика республики в 2008 году выросла, по оценкам ее правительства, на 8%, уровень благосостояния по международным меркам остается низким: оценочный показатель валового регионального продукта (ВРП) на душу населения составляет менее 7 тыс. долл. (2008 год), что ниже среднего по России уровня.

По ожиданиям Standard & Poor's, в 2009 году ВРП Башкирии снизится, как и ВВП России, поскольку промышленное производство в январе 2009 года упало против января 2008 года на 7,8%, а в феврале падение оказалось несколько существеннее (18,8%). Предполагается, что рост экономики возобновится в 2010-2011 годах.

Под влиянием указанных факторов финансовые показатели бюджета 2009 года, скорее всего, ухудшатся: текущий профицит составит порядка 4-5% текущих доходов, а бюджет с учетом капитальных расходов будет исполнен с дефицитом в 5-6% ввиду того, что налоговые и неналоговые доходы в первом квартале 2009 года оказались на 8% ниже, чем в первом квартале 2008 года. Падение доходов объясняется 30%-ным снижением поступлений налога на прибыль (на долю которого в 2008 году приходилось 34% текущих доходов) в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. Впрочем, республика демонстрирует весьма взвешенный подход к наращиванию расходов, а также управлению долгом и ликвидностью, поэтому, по прогнозам Standard & Poor's, уровень текущего профицита будет выше - 9-12% текущих доходов - уже в 2010-2011 годах, когда, по прогнозам, возобновится рост доходов.

Следует отметить, что республика располагает значительным объемом ликвидных активов стоимостью более 20-30% бюджета. В него входят финансовые активы и легко реализуемые акции промышленных предприятий, которые должны позволить республике выдержать давление на расходную часть ее бюджета и сдержать рост дефицита с учетом капитальных расходов в 2009-2011 годах даже в том случае, если показатель собираемости налогов окажется ниже ожидаемого. Благодаря небольшому дефициту с учетом капитальных расходов можно ожидать, что уровень полного долга, который в 2008 году снизился до 6% доходов бюджета, не превысит 12-15% до 2012 года.

Республика имеет очень высокие показатели ликвидности. Она является нетто-кредитором и, по всей видимости, останется им в 2010-2011 годах, хотя резервы ликвидности в 2009-2010 годах могут несколько сократиться. По состоянию на 1 апреля 2009 года республика сформировала большие бюджетные резервы. Эта сумма составляет более 50% текущих расходов, ожидаемых в 2009 году, и более чем в 10 раз превышает величину прямого долга.

Прогноз "Стабильный" Standard & Poor's отражает ожидания относительно того, что взвешенный подход к управлению финансами позволит республике поддерживать относительно высокие финансовые показатели, несмотря на ухудшение собираемости налогов и давление на расходную часть бюджета.

Позитивные рейтинговые действия возможны при условии улучшения текущего баланса и поступления капитальных доходов в сочетании с повышением прозрачности среднесрочной стратегии республики по управлению резервами и активами и созданием более надежного среднесрочного плана капитальных вложений - ввиду необходимости значительного улучшения состояния инфраструктуры, повышения уровня благосостояния и диверсификации экономики. Дополнительным фактором, способным положительно повлиять на кредитоспособность республики, могла бы стать диверсификация финансовых активов.

Между тем переход к более агрессивной финансовой политике, приводящий к быстрому расходованию резервов и значительному ухудшению финансовых показателей, может стать причиной изменения рейтинга или прогноза по рейтингу Башкирии в худшую сторону. Другим негативным фактором стало бы накопление долга (в том числе краткосрочного) темпами, превышающими ожидаемые, но по мнению экпертов Standard & Poor's, это маловероятно.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
17.01.17
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака
NB!
17.01.17
Как обустроить Палестину? Никак!
NB!
16.01.17
«Денег нет, но вы держитесь»: эксперты о прощальном визите Байдена в Киев
NB!
16.01.17
Триллион иен: цепкий плен обещаний Японии
NB!
16.01.17
Избранный президент Болгарии: Крым де-факто принадлежит России
NB!
16.01.17
Ах, леди, не сморкайтесь в рукава…
NB!
16.01.17
Росгеологию лишили монополии на неразведанные участки углеводородов
NB!
16.01.17
Шамхани: Иран не собирается свергать режим в Эр-Рияде
NB!
16.01.17
Нагорный Карабах: Война и мир
NB!
16.01.17
«Финансового резерва Латвии хватит только на выплату двух пенсий»
NB!
16.01.17
Жители Литвы по-прежнему против однополых браков
NB!
16.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 16 января
NB!
16.01.17
Что делать будете, бандерлоги? — на Украине очередной виток валютной паники
NB!
16.01.17
Главный кредитор Казахстана — Нидерланды
NB!
16.01.17
Пока Додон в Москве, в Молдавии инициируют его отставку за «признание» ПМР
NB!
16.01.17
«От «монетизации» льгот по НДС проиграет бизнес»
NB!
16.01.17
Папа Франциск на Красной площади в Москве? Возможно и даже скоро
NB!
16.01.17
Украина меняет «Минск» на «Женеву»
NB!
16.01.17
К очистке Арктики хотят привлечь средний и малый бизнес
NB!
16.01.17
«Арктика не требует равномерного социально-экономического развития» — МЭР
NB!
16.01.17
Глава комитета Госдумы настаивает на «зачистке» УК от смертной казни
NB!
16.01.17
«Полезные ископаемые станут локомотивом развития Северного морского пути»