Обзор СМИ Алтайского края с 13 по 17 апреля 2009 года

Власти Алтайского края заявляют, что секвестр бюджета не затронет социальные программы. Алтайских журналистов выдворили с совещания в администрации: реакция общественности и подробности скандала. Мукомолы ожидают стабильного падения цен. "Чудеса медицины или просто чудеса?": почему инвалиды Алтайского края не рады своему исцелению. "Буду платить Путину хорошую пенсию!": барнаульские дети мечтали о том, как бы они управляли страной.

"Власти Алтайского края заявляют, что секвестр бюджета не затронет социальные программы", - пишет 17 апреля ИА "Банкфакс". Агентство информирует, что 16 апреля состоялось заседание рабочей группы по бюджету, на котором депутатам АКЗС была представлена концепция секвестированного бюджета Алтайского края. Как пояснил член комитета АКЗС по бюджету, кредитной и налоговой политике Александр Кузнецов, участвовавший в заседании рабочей группы, пересмотр бюджета связан с уменьшением федерального финансирования и доходной части регионального бюджета.

"Текущая документация крайадминистрации по исполнению бюджета до последнего времени не свидетельствовала о вероятности того, что федералы откажутся от выполнения своих обязательств. Напротив, федеральные дотации, запланированные на 2009 год в сумме более 28 млрд рублей, получались краевыми властями опережающими темпами - за первый квартал было получено более 10 млрд из ожидаемых на год 28 млрд. О том, что правительство безусловно обеспечит выполнение всех обязательств по дотациям еще не так давно твердо заявлял и губернатор, полемизировавший с маловерами из числа алтайских депутатов Госдумы", - напоминают журналисты.

По их мнению, очевидно, что вопрос о снижении федерального финансирования в бюджет края был решен в ходе коррекции федерального бюджета в Государственной думе, прошедшей 6 февраля. Всего, по словам участников рабочей группы по секвестру краевого бюджета, поступление средств из федерального бюджета для Алтайского края уменьшится на 821 млн рублей, а в разрезе отдельных статей увеличится лишь на 5 млн рублей.

Как было заявлено на заседании рабочей группы по бюджету, общее падение доходов в 2009 году прогнозируется в районе семи млрд рублей. Таким образом, большая часть его придется на собственные доходы бюджета, планировавшиеся ранее в размере 26 млрд рублей. По ранее публиковавшимся ИА "Банкфакс" расчетам, основанным на анализе текущего исполнения бюджета и векторе изменения его доходов, в 2009 году реально удастся собрать в бюджет не более 15-18 млрд. Депутаты и чиновники администрации края были более оптимистичны - в первой прикидке они оценили скорректированный объем собственных доходов бюджета в примерно в 19 млрд.

"Согласно концепции секвестированного бюджета, значительному сокращению расходов подвергнется дорожное строительство (примерно на 500 млн рублей), некоторые инвестиционные программы. Незначительному сокращению подвергнутся субвенции Бийску как наукограду, финансирование льготных лекарств и расходы на экологию. Каким образом, однако, это позволит сэкономить столь значительную сумму как семь млрд - пока неясно.

Предположительно, значительная часть сокращений все-таки коснется социальных программ - образования, здравоохранения, спорта и культуры (за исключением, может быть, их зарплатной составляющей). Большим соблазном для краевых властей является и попытка сэкономить за счет урезания субвенций муниципалитетам, предназначенных на выполнение переданных им социальных мандатов. Косвенно о таких намерениях свидетельствует то, что в администрации края начали говорить о социальных программах лишь как о средствах выделяемых на социальные выплаты - пособиях, субсидиях по ЖКХ и т.п. Так, в ходе заседания группы власти края подчеркнули, что сокращению расходов не подвергнутся социальные программы, а именно - дополнительные выплаты, зарплаты, субсидии ЖКХ и т.п.", - предполагает ИА "Банкфакс". Ожидается, что секвестрированный бюджет Алтайского края будет принят на апрельской сессии АКЗС.

"Алтайских журналистов выдворили с совещания в администрации. Реакция общественности и подробности скандала", - пишет 16 апреля ИА "ПолитСибРу-Новости". Автор материала Ольга Васько констатирует, что интернет-сообщество весьма неоднозначно оценило очередной медиа-скандал, спровоцированный 15 апреля властями Алтайского края. в тот день заместитель губернатора Алтайского края Борис Неудахин выдворил с рабочего совещания по закупочным ценам на молоко корреспондента "Аргументов и фактов - Алтай" Алексея Скоморохова и съемочную группу ГТРК "Алтай" (Владислав Сухачев и Равиль Исмаилов). Он без объяснения причины попросил журналистов удалиться. Корреспондента "Алтайской правды" Александра Тимошенко он при этом оставил в кабинете.

"В материалах, посвященных этому случаю, вместе с комментариями, оценивающими поступок чиновника как противоречащий законодательству, звучали сомнения в том, имели ли право журналисты присутствовать на совещании. Так, один из комментаторов пишет: "Приглашал ли кто-нибудь журналистов на это совещание, или хотя бы предупредили они о своем визите? Если нет, то Неудахин вправе показать незваным гостям, где Бог, а где порог. Или журналисты считают, что профессия дает им право незваными присутствовать на любом мероприятии, что на совещании, что на банкете?"", - расказывает автор.

Как говорит один из участников событий, журналист "АиФ" Алексей Скоморохов, его на это совещание персонально не приглашали. "Мне дал задание редактор. Мы получаем план мероприятий администрации Алтайского края, и в нем было указано это мероприятие. Естественно, мы из этого плана выбираем, что нам интересно", - рассказал он корреспонденту "ПолитСибРу-Новости".

Ольга Васько выяснила, что перед совещанием Алексей зашел к пресс-секретарю Главного управления сельского хозяйства Валентине Буняевой, чтобы спросить, где именно будет мероприятие. Она объяснила. "Планировалось оно сначала в большом зале, потом руководство дало команду переместиться к Чеботаеву в кабинет, потому что народу было не слишком много, человек 20-30", - сказал журналист.

Совещание с участием представителей Союза производителей молока края, Союза переработчиков молока, руководителей сельскохозяйственных предприятий края, заместителей глав администраций районов - сырьевых зон, представителей профильных органов исполнительной власти края было перенесено в кабинет к начальнику сельхозуправления. "Естественно, вычислили сначала телегруппу ГТРК. И начал витать в воздухе вопрос, кто позвал телевидение, так как это рабочее совещание, - говорит Алексей Скоморохов. - Я присел к Тимошенко рядышком. Борис Аниподистович (Неудахин - прим. ПолитСибРу) нас окинул взглядом и предложил мне в сугубо корректной форме покинуть зал, получить информацию от пресс-секретаря, объяснив, что это рабочее совещание". Как сказал корреспондент "АиФ-Алтай", им пообещали по итогам совещания встретиться или прислать пресс-релиз.

"Пресс-релиз вчера был разослан пресс-службой администрации края по всем СМИ региона. После совещания Владислав Сухачев взял у Бориса Неудахина интервью о закупочных ценах. Вероятно, выйдет какая-то публикация и в "АиФ - Алтай". Ведь проблема действительно острая: закупочная цена молока падает, а отпускная в магазинах - растет. Именно поэтому средствам массовой информации важно отразить мнение не только краевых чиновников, но и муниципальных властей, руководителей сельхозпредприятий, представителей отраслевых союзов. На злополучном совещании как раз они все и присутствовали. Только почему на нем нельзя было присутствовать представителям СМИ, так и осталось непонятным", - рассуждает автор.

"Закрытым мероприятие не было. Информации о гостайне или о контртеррористических действиях оно заведомо не содержало. Законодательных оснований не пускать прессу у чиновников нет. Да и почему журналистам нельзя самим освещать работу органов госвласти? Непонятна и сегрегация журналистов: почему "Алтайской правде" можно присутствовать, а ГТРК "Алтай" и "АиФ" - нет?", - продолжает автор.

"Форма, в которой журналистам указали на дверь, в данном случае не имеет никакого значения. Хорошо, конечно, что чиновники сделали это корректно, но сути дела это не меняет. Журналистов попросили уйти с совещания, на котором с участием представителей госвласти, местного самоуправления, профессиональных ассоциаций обсуждалась актуальная для всего края проблема. Из чего делать секреты? Причина такого поведения г-на Неудахина может быть только одна - нежелание работать в условиях открытости и прозрачности", - делает вывод корреспондент ИА "ПолитСибРу-Новости" Ольга Васько.

"Мукомолы ожидают стабильного падения цен", - пишет 17 апреля газета "Ваше дело". По словам автора материла Елены Гурьевой, зернопереработчики региона заявили о возникших на рынке трудностях. Цены на мукомольную продукцию падают. В то же время государство посредством закупочных интервенций поддерживает стоимость зерна выше, чем она есть на свободном рынке. И этот тренд сохранится, по всей видимости, в следующем аграрном сезоне. Представители зерноперерабатывающего бизнеса уже сегодня говорят о "практически нулевой" рентабельности. Хотя сторонние наблюдатели не склонны разделять их выводы.

"В последние несколько недель снижаются цены на муку, отруби и на все остальные продукты зернопереработки. Это происходит под воздействием нескольких факторов. Определяющую роль играет перепроизводство. С момента сбора урожая 2008 года представители отрасли использовали все возможные каналы для того, чтобы убрать излишки муки с внутреннего рынка. Самым крупным каналом был экспорт. Однако сегодня ситуация сложилась таким образом, что экспортный канал оказался закрыт", - сообщили "Ваше дело" в компании "Пава".

Приостановлена торговля с Афганистаном, который является крупнейшей страной - покупателем российской муки. По данным компании "Пава", отдельные зарубежные партнеры отказались от алтайской продукции в пользу "очень дешевой муки" из Казахстана и Украины. Упала покупательская способность и на российском рынке.

Немаловажную роль в динамике на рынке зерна сыграли государственные закупочные интервенции. Мукомолы всегда имели возможность регулировать свой уровень рентабельности за счет того, что опускали цены на зерно до того предела, который позволял им закупать сырье по минимально возможной цене и при этом не дать его вывезти конкурентам из соседних регионов. В этом же году такой возможности у алтайских зернопереработчиков нет, так как государство готово приобретать пшеницу III класса по 6 тыс. рублей за тонну. В то же время мукомолы дают за ту же классность зерна всего 5 тыс. рублей.

Анжела Киселева, коммерческий директор компании "Пава": "Сейчас мы снижаем цены на муку, которую произвели из дорогого зерна. Причем цены на нашу продукцию продолжают падать, а производители зерна отказываются понизить стоимость сырья".

Но не все эксперты склонны поддерживать пессимистические настроения зернопереработчиков. "В этом году еще не обанкротилось ни одно мукомольное производство, а вот сельхозпредприятия пачками ликвидируются", - отметил заместитель директора АКГУП "Алтайагропрод" Алексей Нагорнов. Также он опроверг существующую угрозу для рынка со стороны закупочных интервенций. "Ежегодный оборот рынка в крае составляет 1,2 млн. тонн зерна. По данным на 9 апреля, в регионе за период проведения интервенций было приобретено только 192,5 тыс. тонн зерна на сумму 1,2 млн. рублей. Это никак не отразится на зернопереработчиках", - сказал Алексей Нагорнов.

"Чудеса медицины или просто чудеса?": почему инвалиды Алтайского края не рады своему исцелению, - это попытались выяснить журналисты телепроекта "Наши новости". Как выяснила корреспондент Ирина Гулиева, люди не рады своему исцелению: потеряв инвалидность, люди с ограниченными возможностями пытаются вернуть ее обратно. В главное бюро медико-социальной экспертизы со всего Алтайского края приезжают для этого по нескольку раз. Почему "инвалидность" оказывается дороже здоровья.

Вчерашние больные - сегодняшние здоровые - на бумаге. В 17 лет Татьяна Головко получала пенсию по инвалидности третьей группы, а с 18 марта инвалидности, вместе с тремя с половиной тысячами, - как не бывало. "Они не считают нужным оставлять мне эту группу. Они считают, что я здорова и могу сама себя обеспечивать", - говорит Татьяна Головко.

"Проблемы со здоровьем - не испарились, после пяти операций под наркозом в трехлетнем возрасте - со временем они только накапливаются: совсем отказало одно легкое. Молодая женщина не поднимает ничего, тяжелее стакана, - даже свой груз - годовалый ребенок - тянет, - рассказывает автор.

По данным статистики, семи-восьми процентам "исцелившихся" на районных комиссиях Алтайского края ежегодно в бюро медико-социальной экспертизы краевой столицы инвалидность возвращают обратно. Чудесное выздоровление не подтверждается. Однако, очереди, собравшиеся в коридорах сегодня, главный эксперт центра считает банальным кризисным "не на что жить".

Александр Гончаренко, руководитель-главный эксперт ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по АК", поясняет: "Когда у человека есть какие-то средства к существованию, а это, значит, (об инвалидности) - ну как бы уже такое подспорье. Вот эта группа инвалидности во многом позволяет иметь хотя бы минимальные средства к существованию".

В ближайшее время - на федеральном уровне планируется ввести еще одну категорию - "реабилитант" - человек, нуждающийся в длительном и дорогостоящем лечении. Реабилитантам не положена пенсия, но право на бесплатное лечение - они будут иметь. А все чудом исцелившиеся сегодня не имеют и его.

"Жаль, что специальная комиссия может только снять инвалидность - чудесное исцеление она на себя не берет. А вместе с инвалидностью человек теряет и пенсию, и право бесплатно получать дорогостоящие лекарственные препараты. Это значительно ограничивает и без того ограниченные возможности", - резюмирует корреспондент "НН" Ирина Гулиева.

"Буду платить Путину хорошую пенсию!", - пишет 17 апреля газета "Вечерний Барнаул". "Если бы президентом был я": корреспондент "Вечерки" Тамара Попова предложила малышам из детского сада №170 "Антошка" помечтать о том, как бы они управляли страной.

Вот некоторые из ответов ребят. Елизавета Мжельская: "Я пока маленькая, и меня не пускают одну в магазин. Но когда меня выберут президентом, обязательно схожу за покупками, куплю молока и хлеба для дедушек и бабушек, у которых их нет. А еще съезжу в Горный, когда захочу отдохнуть и поплавать, мне там очень нравится. Обязательно сделаю большую зарплату всем людям в моей стране. А еще замажу все трещины на дорогах, чтобы на машинах можно было бы очень быстро ездить. Издала бы закон, по которому каждый ребенок сможет купить игрушки, какие он только хочет. Одна игрушка стоила бы сорок рублей".

Кирилл Малтыз: "Финансовый кризис - это когда денег у всех мало. В Сибири люди сейчас могут меньше купить, чем те, кто живет в Москве. Каким я буду президентом? Построю две тысячи заводов с машинами, которые делают деньги, - для России бы хватило. А деньги можно делить между теми, кто работает. Но надо, чтобы человек сам выбирал, чем заниматься. Больше всего платить буду учителям и воспитателям - они воспитывают хороших людей. А когда эти люди вырастут, то и сами смогут много хорошего совершить, и даже подвиги. Ребятам, которые ходят в детский сад, я приказал бы давать не только суп и кашу, но и много вкусного, овощи и фрукты. Думаю, что у всех русских детей есть игрушки. Но надо, чтобы каждый имел конструктор, или машинки, или домики - кто что любит. Знаю, что есть дети, у которых мамы нет и они живут в детском доме. Для этих детей я бы нашел маму, без нее не должен оставаться ни один человек. И надо, чтобы у каждого была такая мама, как моя. В этом году я пойду в первый класс. Чтобы стать президентом, буду учиться на одни "пятерки", а потом пойду в институт. Но сначала хочу побыть художником, нарисовать много красивых картин, а потом уже можно и президентом...".

Дарья Пешкова: "Мой папа - инженер, а мама - продавец. Надо, чтобы у всех были дружные семьи, как у меня. Я добьюсь этого, и тогда кризис быстро закончится. У меня в группе много друзей. Алина вырастет и станет доктором, Лиза - продавцом, Андрюша выучится на офицера. А мне, чтобы стать президентом, придется учиться в специальном президентском институте. Буду дружить с президентами других стран и обязательно - с Путиным. Он к тому времени уже дедушкой будет, я ему хорошую пенсию платить буду. Сделаю мир по всей земле, новые дома построю и детские сады необыкновенно красивые. Там кроме игрушек будет дворец для Барби, и бассейн, чтобы плавать, и кинотеатр, чтобы мультики показывать детям, и сладостей - столько, сколько ребенок хочет съесть. Каждому разрешат завести кошку или собаку. Ну, или хомячка. Тогда все подобреют. Президент все должен разрешать детям. А взрослых бандитов я не буду сажать в тюрьму, а отправлю на такую планету, где кормят сладким, читают сказки, смотрят кино и становятся хорошими".