Качественная перезагрузка российско-американских отношений может произойти только при перепрограммировании обеими сторонами своих походов на позитивную повестку дня и взаимный учет интересов. Об этом сегодня, 16 апреля, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, отвечая на вопросы читателей "Российской газеты".

"Проблема заключается в том, что за истекшие двадцать лет мы дважды осуществляли такую перезагрузку в одностороннем порядке - в стремлении сломать барьеры эпохи "холодной войны" - и дважды наталкивались на нежелание партнеров делать шаги навстречу, строить равноправное партнерство", - отметил Лавров.

"В начале 90-х гг. российская политика осуществлялась исходя из состоявшегося преодоления биполярного противостояния и "идеологической несовместимости" с Западом, - напомнил он. - Готовность России к сотрудничеству с США и европейскими партнерами была практически абсолютной. После роспуска Организации Варшавского договора Россия пошла на огромные сокращения своих обычных вооружений, полагаясь на обещание Запада "безблоковой Европы", данное в Парижской хартии в ноябре 1990 г. Что последовало в ответ? Решение в 1994 г. о расширении НАТО на Восток. А в 1999 г. была осуществлена натовская военная операция против Югославии, грубо поправшая Устав ООН, общепризнанные принципы и нормы международного права".

"Предложив после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. помощь США в борьбе с международным терроризмом и затем оказав масштабное содействие Америке в свержении режима талибов в Афганистане, Россия вновь сделала выбор в пользу нового старта в российско-американских отношениях, общих усилий двух стран по укреплению глобальной и региональной безопасности, - отметил глава МИД РФ. - Но как только произошла смена режима в Кабуле, старая логика отношения к России вновь стала определяющей. В 2002 г. последовали решения о включении в НАТО стран Балтии, Болгарии и Румынии, выход США из Договора по ПРО. Тот же подход администрации Джорджа Буша проявился в ее политике в отношении Грузии, а затем и реакции на Кавказский кризис".

"Односторонняя политика США в итоге доказала свою бесперспективность, - подчеркнул Лавров. - Ставка на силу и претензии на монополярность провалились. Вместе с тем образовались опасные бреши в глобальной и европейской архитектуре международной безопасности. Так что после извлеченных уроков совсем недавней истории мы можем только приветствовать появление у новой администрации США вкуса к конструктивной совместной работе. Если соответствующие уроки извлекли и в Вашингтоне, это проявится и в практических делах".