Еще год назад разговоры и сообщения о предстоящем кризисе никак не влияли на увеличение объемов работы арбитражного суда. Однако в конце 2008 года оживилась банковская деятельность в плане судебного преследования по искам, предъявляемым разного рода неплательщикам. Этот процесс оказался двусторонним - последовали ответные иски к банкам. Об этом, как передает корреспондент Новости REGNUM, на пресс-конференции в Новосибирске сообщила председатель Арбитражного суда Новосибирской области Ольга Герасимова.

Это оживление последних месяцев прошлого года способствовало тому, что за весь 2008 год было рассмотрено исков на 43,9% больше, чем за 2007 год. А итоги первого квартала текущего года показали, что, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, нагрузка на судей увеличилась на 69,7%. В два раза увеличилось количество поступающих заявлений.

Основной массив искового документооборота в этой сфере создают коммерческие организации, пытающиеся отстоять свои финансовые претензии по договорам купли-продажи, поставок товаров и услуг. Особое беспокойство вызывает то обстоятельство, что строительные организации, привлекающие денежные средства дольщиков, стали чаще обращаться в суд для признания себя банкротами. Это возможно в том случае, когда организация, имея задолженность больше собственных средств, может предъявить иск о признании собственного банкротства. Болезненность ситуации заключается в том, что в этом случае граждане-инвесторы перед каркасами недостроенных домов с замершими подъемными кранами остаются неудовлетворенными в своих ожиданиях, говорит Герасимова. Роль суда здесь немалая. Первые полгода в отношении потенциального банкрота суд проводит процедуры, направленные на оздоровление предприятия. Банкроту необходимо изыскать на конкурсное управление предприятия значительные средства. Причем средства гораздо большие, чем их необходимо на завершение строительства. Все делается для того, чтобы дольщики-инвесторы не толпились в коридорах правосудия в надежде получить хоть какое-то материальное возмещение.

В первом квартале в суд поступило 349 исков по банкротству. Лишь одно строительное предприятие в Новосибирске уличено в создании ситуации ложного банкротства, и по нему правоохранительными органами проводятся необходимые проверочные и оперативные мероприятия.

Хуже обстоит дело с отсутствующими должниками, в отношении которых приняты судебные решения, но они "растворились на российском или зарубежном пространстве", - заметила Ольга Герасимова. Таких фигурантов около 7 тысяч физических и юридических лиц. Речь идет о массе фирм-однодневок, имевших регистрацию в жилых помещениях, или даже снимавших угол в квартирах, чтобы иметь юридический адрес. Получив кредит или провернув денежную операцию, фирма исчезала.

В связи с вышеописанными процессами в текущем году увеличилась производственная нагрузка на новосибирских судей. Если среднестатистический показатель по России составляет рассмотрение 55 дел в месяц на одного судью, то в Новосибирской области - это 63, а в соседней Омской области - 89. Тем не менее, в Высшем арбитражном суде РФ принято решение о том, что "вширь судебная система разрастаться не будет". Самих судей достаточно для того, чтобы справиться с валом работы. Для этого изыскиваются резервы, в том числе в автоматизации судебного процесса и замещении вакантных должностей гражданских служащих (помощников, секретарей, рассыльных). Есть уверенность в том, что к 2011 году завершится судебная реформа, которая введет в оборот "электронное правосудие". А сам судья, ведущий процесс, не будет одновременно вести еще и протокол судебного заседания.

На вопрос об обеспечении безопасности судей, в связи с участившимися случаями нападений и угроз, Ольга Леонтьевна ответила, что такая проблема существует, и связана она с эмоциональными переживаниями истцов и ответчиков, недовольных принятыми судебными решениями. О злых намерениях можно говорить в тех случаях, когда есть основания судить о поведении человека, пытающегося пройти в зал заседания с оружием. Таких случаев зарегистрировано два. Двое мужчин пытались пронести холодное оружие (охотничий нож, разрешение имелось) и баллончик с нервнопаралитическим газом. Фигуранты были остановлены судебными приставами, и на предложение оставить запрещенные предметы, например, в машине, ответили претензиями на якобы ущемление своих прав.