В Ташкенте состоялась презентация "Концепции развития инклюзивного образования в Узбекистане". Об этом сообщили корреспонденту Новости REGNUM в Министерстве народного образования республики. По словам собеседника агентства, этот документ станет ключевым в процессе внедрения инклюзивного обучения в республике.

"Переход на этот вид образования будет осуществляться поэтапно, при этом будут учитываться психофизические особенности детей с особыми нуждами. Будет обращено внимание на повышения качества профессиональной подготовки работников сферы интегрированного образования, а также принятию мер по стимулированию их труда", - отметил представитель Минобразования. По его словам, на сегодняшний день в Узбекистане успешно функционирует дифференцированная сеть специальных образовательных учреждений - 89 специальных школ и школ-интернатов, в которых обучается более 18 тысяч воспитанников-инвалидов. Образованием на дому охвачено также более 11 тысяч таких детей. Но их количество в подобных учебных заведениях неуклонно сокращается. Это связано с их интеграцией в общеобразовательный процесс, развитием в республике инклюзивного образования.

"Обучение детей-инвалидов в обществе здоровых сверстников в последнее время заметно усилилось. Это связано с тем, что идея инклюзивного образования получила поддержку в обществе. В частности, на протяжении последних трех лет Фонд поддержки социальных инициатив (ФОПСИ) в партнерстве с Центром помощи инвалидам "Хает" (Жизнь), ННО "Зие" (Просвет) и другими общественными организациями успешно реализует проект "Разработка и внедрение национальной модели непрерывного инклюзивного образования в Узбекистане". Им охвачены тысячи воспитанников учебных и дошкольных учреждений, их родители, учителя, методисты", - пояснил собеседник агентства.

По данным Министерства народного образования республики, в Узбекистане с 1996 года ведется работа по интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Для последовательного осуществления этого начинания при Республиканском центре образования был создан Ресурсный центр по инклюзивному образованию с целью объединения усилий государственных и негосударственных организаций, родителей и добровольцев в деле оказания комплексной коррекционно-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями. При данном центре также создан общественный совет, который уполномочен обеспечивать координацию, контроль и мониторинг социальной защиты уязвимых групп детей в Узбекистане. Многое сделано и для организации подготовки кадров для обеспечения качественной работы учреждений социальной защиты детей. В частности, в Самаркандском и Ферганском государственных университетах и Ташкентском государственном институте культуры открыто обучение такой специальности, как "социальная работа", в Ташкентском государственном педагогическом университете, Джизакском, Кокандском, Ангренском и Нукусском педагогических институтах открыты новые факультеты дефектологии. Совместно с Петербургской медицинской академией проведены трехмесячные семинары для специалистов в области детской реабилитологии, а для преподавателей медицинских и педагогических вузов - курсы по специальности "эрготерапия".

Ранее Новости REGNUM сообщали, что более 11 тыс. мальчикам и девочкам с ограниченными возможностями и нуждающихся в долговременном лечении созданы все необходимые условия для получения образования в домашних условиях, все они обеспечены бесплатно учебниками и учебными принадлежностями. С 2008 года им выдается персональный компьютер. Эти дети получают не только общее среднее образование, но и дополнительное профессиональное образование для социальной адаптации в жизни, чего не было до обретения независимости. Воспитанники специальных школ и школ-интернатов этих специальных образовательных учреждений учатся на основе учебных программ десяти видов, ежегодно утверждаемых Министерством народного образования.

В 2006 году между Министерством народного образования Узбекистана и Азиатским банком развития были подписаны два грант-контракта. В соответствии с ними Азиатский банк развития выделил Узбекистану $1,5 млн. на совершенствование системы получения общего образования детьми с ограниченными возможностями и реформы в системе образования. В рамках данного грант-контракта осуществляется проект инклюзивного образования в 12 пилотных школах Ташкента, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей, а также в детских дошкольных учреждениях. Большой социальный эффект имеет предупреждение инвалидности и рождения детей с отклонениями в развитии. В республике уже успешно действует сеть занимающихся этим скрининг-центров.

По данным Узбекского общества инвалидов, в целом по республике в настоящее время зарегистрировано 850 тысяч лиц с ограниченными возможностями, а в столице - 220 тысяч человек.