Как сообщает ИА "Росбалт", сегодня на право быть главной базой транспортировки нефти в западном секторе Севморпути (Баренцевом Евро-Арктическом регионе) все активнее претендуют мурманский и архангельский порты, причем эти амбиции поддерживаются на уровне регионального руководства. Ни трубопровод "Транснефти", ни задействованные в перевалке нефти порты (Туапсе, Приморск) не способны обеспечить необходимый объем транспортировки сырья. Через несколько лет дефицит экспортных мощностей может составить до 80 миллионов тонн в год. А это будет ограничивать рост добычи, которая, по некоторым прогнозам, к 2010 году достигнет 510 миллионов тонн в год. Потому показательно, что интерес к Севморпути сегодня проявляют, прежде всего, крупные отечественные добывающие компании.

Аргументы Мурманска недавно сформулировал губернатор Юрий Евдокимов: нет другого порта в России, который способен принимать корабли дедвейтом свыше 200-250 тысяч тонн, а если речь идет о транспортировке нефти за океан, то судами водоизмещением даже в 120 тысяч тонн ее перевозить невыгодно. В Мурманск нефть будет попадать по нефтепроводу - до 80 миллионов тонн в год (железные дороги Мурманской области с такими объемами перевозок справиться не в состоянии, а их модернизация и расширение слишком трудны из-за проблемного ландшафта). Нефтепровод будет построен к 2007 году, если строительство начнется, как запланировано, в 2004 году. Необходимо построить и нефтяной порт - сейчас перевалочного терминала в Мурманске нет.

В то же время в Архангельске активизировалась компания "Роснефть". Она купила Архангельскую нефтебазу - терминал для перевалки нефти за границу. При финансовой поддержке "Роснефти" проведены дноуглубительные работы в акватории архангельского порта - теперь есть возможность отгружать нефтепродукты на экспорт танкерами дедвейтом до 21 тысячи тонн, а со следующего года - до 25 тысяч тонн. В объеме переработанных портом грузов (около 3,5 миллиона тонн) продукция "Роснефти" уже составляет более половины. В 2003 году планируется довести оборот порта до 5 миллионов тонн - главным образом за счет нефти. После проведения дноуглубительных работ стала возможна доставка грузов, в том числе нефти, малотоннажными судами из Архангельска в Киркенес (Норвегия), а оттуда уже в Европу, Азию и Америку.

Но как сообщает ИА "Росбалт", сколь бы ни был острым спор между северными портами в борьбе за лидерство на Северном морском пути, все специалисты признают: перспектива - за разумным сотрудничеством с разделением сфер влияния (тем более что специфика каждого из портов это позволяет), поиском совместных решений и реализацией общих проектов. На этом пути и возникнут договоренности как между всеми уровнями власти, так и между крупными грузоотправителями и получателями.