Сегодня, 14 апреля мать первоклассницы встретится с министром образования и науки Татарстана, сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе Казанского правозащитного центра. Речь пойдет о практике обязательных денежных взносов, которая существует в элитной казанской гимназии.

Как рассказала Оксана Авдеенкова правозащитникам, весной 2008 года ее шестилетняя дочь прошла тестирование для приема в гимназию №94 Московского района Казани, где углубленно изучают немецкий язык. Уже в мае, то есть за четыре месяца до начала учебного года, с родителями провели "политбеседу": директор гимназии (заслуженный учитель России и Татарстана) заявил, что государство не оказывает гимназии должной финансовой поддержки. "Если вы хотите, чтобы ваши дети учились в хороших условиях, то купите новые учебные пособия. Кроме того, необходимо произвести ремонт в классе, заказать мебель", - вспоминает слова директора Оксана Авдеенкова. Позднее женщина выяснила в районном отделе образования, что гимназии выделили 250 тысяч рублей на покупку мебели. По разнарядке выходило, что родители первоклашек должны сдать шесть тысяч рублей на ремонт класса, одну тысячу рублей - в фонд гимназии, еще одну тысячу рублей - в фонд класса и 800 рублей на учебники.

Отметим, что по территориальному принципу дочь Оксаны никак не попадала в 94-ю гимназию. Но так как это образовательное учреждение - единственное в районе, где дети учатся в одну смену, Авдеенковы фактически были вынуждены согласиться на условия директора. "Я передала 7 тыс. 800 рублей матери одноклассника моей дочери, - рассказывает Оксана Авдеенкова. - Куда ушли деньги, не знаю. Никаких документов, расписок нам не показали". Директор гимназии настоял на том, чтобы ремонт классов производила фирма, с которой "гимназия давно сотрудничает и доверяет". Название коммерческой организации так и осталось невыясненным. Оксана Авдеенкова утверждает, что видела документы, согласно которым "ремонт в классах производило физическое лицо по расписке без заключения договора".

Мать первоклассницы обратилась к руководителю районного отдела образования (РОО). Чиновница пообещала поговорить с директором гимназии. Однако 9 апреля Оксане позвонили родители одноклассников ее дочери и сообщили, что "собираются подписи в защиту директора". "Причем родители должны подписаться под тем, что они добровольно сдавали по семь-восемь тысяч, - подчеркивает Оксана Авдеенкова. - А также знают, на что потрачены деньги, и, вообще, полностью поддерживают действия директора". На следующий день женщина вновь встретилась с заведующей РОО. Та заявила, что "жестко поговорила с директором, он понял свои ошибки, при этом финансовую сторону вопроса не обсуждали". Тогда Оксана Авдеенкова решила записаться на прием к министру образования и науки Татарстана Альберту Гильмутдинову. Встреча состоится сегодня с 14:00 до 16:00 часов (в порядке "живой" очереди).

Женщина также обратилась за помощью в Казанский правозащитный центр, юристы которого уже готовят заявление в республиканскую прокуратуру. "Мы намерены попросить прокурора Татарстана провести проверку по факту незаконных поборов в гимназии, - говорит руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. - А также выяснить, на что именно были потрачены деньги родителей первоклассников".

Еще в 2008 году прокурор Татарстана Кафиль Амиров отмечал, что во многих школах "в нарушение принципов добровольности устанавливаются фиксированные взносы, в частности, вступительный взнос с первоклассников". Так, в казанской гимназии №19 попечительский совет в свое время потребовал с родителей первоклассников по 10 тысяч рублей. Информация была озвучена прокурором также на итоговой коллегии Министерства образования и науки Татарстана в прошлом году.