Татарстан лишился еще одного суверенного атрибута. Имущество ГУП УПС "Татарстан Почтасы", в недавнем прошлом - монополиста почтовых услуг в Татарии, перешло новому хозяину - ФГУП "Почта России". 10 апреля соответствующие документы были подписаны генеральным директором "Почты России" Александром Киселевым и премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым.

Подписание соглашения ознаменовало конец давнего спора между Казанью и Москвой за право иметь собственного почтового оператора. В 2003 году правительство России утвердило концепцию развития рынка услуг почтовой связи, согласно которой все региональные почтовые управления должны были войти в федеральную компанию "Почта России". Татарстан, который к тому времени только что отказался от развития концепции собственной независимости, оказался не готов к такому резкому повороту событий. И спор за право владения 1100 почтовыми отделениями в республике растянулся на 6 лет судебных разбирательств.

Все эти годы представители властей Татарстана ссылались на пресловутый Договор о разграничении полномочий между РФ и РТ от 1994 года, согласно которому почта находилась в ведении республики. И даже после того, как в 2006 году Высший арбитражный суд России признал постановление правительства Татарстана о приватизации почтовых структур и отделений, бывших когда-то частью почты СССР, недействительным, Казань еще пыталась оспаривать свое право на имущество суверенной "Татарстан почтасы".

И действительно, почему бы не поспорить за предприятие, приносящее приличную прибыль? Ведь до последнего времени доходы от почтовых услуг в республике только росли - например, в 2007 году доходы ГУП УПС "Татарстан почтасы" составили 1,255 миллиарда рублей. Последняя "китайская" принципиальная договоренность между главой Мининформсвязи РФ Леонидом Рейманом и президентом Минтимером Шаймиевым о включении "Татарстан почтасы" в состав "Почты России" была достигнута в апреле прошлого года. Однако никаких реальных подвижек по оформлению отношений до последнего времени не происходило.

Процесс ускорил экономический кризис. Как сообщила руководитель ГУП УПС "Татарстан Почтасы" Регина Кузнецова, в первом квартале 2009 года предприятие заработало 359 миллионов рублей, а это "всего на 3 процента больше, чем в аналогичный период прошлого года". Таким образом, в Казанском кремле поняли, что дальше удерживать почту в своем подчинении будет невыгодно не только по политическим соображениям, но и по чисто экономическим. Кто знает, как пойдут дела дальше? Возможно, на решение повлияли и новые аргументы "Почты России". Как заявил Александр Киселев, "для нас 1 миллиард рублей инвестиций, направленных на модернизацию почты республики, - это вполне реалистичная цифра".

Правда, время этих инвестиций предусматривает срок до 2011 года, однако сегодня выбирать не приходится. Как известно, политика - искусство возможного. В этой связи, на встрече с журналистами было отмечено, что филиал "Почты России" - "Татарстан почтасы" все же сохранит свое название, ставшее привычным для жителей республики. "В Татарстане должна быть самая эффективная почта", - напутствовал федеральных коллег Рустам Минниханов при подписании документов. Тогда опыт республики (давно являющейся на российском пространстве самой передовой по практически всем направлениям) в дальнейшем можно будет "тиражировать в других регионах РФ".

С тиражированием опыта согласились все присутствующие. Однако, по итогам визита московских гостей в Казань у сторонних наблюдателей могло возникнуть маленькое недоумение. По сообщению официального агентства "Татар-информ", одновременно с документом о передаче имущества "Татарстан почтасы" правительство РТ подписало также "Соглашение о сотрудничестве и внедрении современных технологий в сфере развития сетей связи на территории Республики Татарстан между Федеральным агентством связи и Кабинетом министров РТ". От имени ФАС подпись поставил его руководитель Валерий Бугаенко... Как указано в итоговом пресс-релизе, данное соглашение должно способствовать "повышению качества и стандартов оказания услуг почтовой связи в Республике Татарстан и доведению их до общефедерального уровня".

С последним тезисом необходимо как-то определиться: ведь тиражировать опыт, не достигнув при этом общефедерального уровня, будет несколько странно.