Реакция представителей властных структур России на беспорядки в Молдавии, вызванные недовольством населения результатами выборов, была ожидаемой и предсказуемой, как и сама ситуация в Кишиневе. И, тем не менее, несмотря на всю предсказуемость, эта реакция по-прежнему вызывает массу вопросов, ибо не знаешь, в чем обвинить МИД России и его ретрансляторов в Госдуме: в блаженных иллюзиях или в сознательной сдаче национальных интересов? Кого защищает МИД России в Кишиневе? Чью власть призывают спасти депутаты Госдумы? Кого поддерживают считающиеся "прокремлевскими" российские СМИ, громогласно отпраздновавшие "победу коммунистов", когда было обработано только 5,6% бюллетеней? Политический труп молдавского президента Владимира Воронина, неоднократно обманувшего, предавшего и подставившего Россию? Можно не напоминать всем этим господам про сорванный в 2003 году Ворониным "Меморандум Козака" и унижение президента России Владимира Путина, про то, как потом жёг российские флаги и портреты Путина в центре Кишинева будущий воронинский союзник Юрий Рошка, который в 2005 году, выполняя прямую волю своих западных спонсоров, помог Воронину сохранить власть, про до сих пор не закрытое молдавской генпрокуратурой "дело о попытке государственного переворота", фигурантами которого являются представители государственной власти России.

У них слишком короткая память, чтобы помнить о таком "далеком" прошлом. Но можно напомнить им хотя бы события последних двух недель. Например, как уже через 5 дней после встречи президентов России, Приднестровья и Молдавии в Москве, на которой Воронин "выразил признательность" российской стороне за ее усилия в приднестровском урегулировании, министерство реинтеграции Молдавии обвинило российских миротворцев в "подстрекательстве к дестабилизации обстановки в Зоне безопасности". Или о том, как Воронин подставил российского президента Дмитрия Медведева, отказавшись 24 марта встречаться со Смирновым в Тирасполе, несмотря на соответствующую договоренность об этом в Москве. Или, как уже 5 апреля, в день выборов, молдавская генпрокуратура завела по факту (Кишиневом же и организованной) провокации уголовное дело на представителей "тираспольского неконституционного режима", которых в сделанных в Москве 18 марта совместных заявлениях Воронин называл "стороной переговоров".

На протяжении всей избирательной кампании российские власти совершали шаги, расценивавшиеся всеми без исключения в Молдавии как поддержка Воронина и его партии. Присутствие молдавского президента на похоронах патриарха Алексия II рядом с Медведевым и Путиным, которое демонстрировали ведущие российские телеканалы, бесполезный с практической точки зрения визит Лаврова в Кишинев чуть более чем за месяц до выборов, арест в Москве гагаузского правозащитника и российского гражданина Ивана Бургуджи сразу после этого визита, которого только оперативная реакция СМИ, вытащивших проблему наружу, помешала по-тихому скормить Воронину, встреча с новым патриархом Кириллом, трехсторонние переговоры в Москве по приднестровскому урегулированию - все эти события интерпретировались и коммунистами, и оппозицией однозначно: "Кремль ставит на Воронина". Вместо того чтобы в условиях полнейшего отсутствия реальных пророссийских сил в официально представленном молдавском политическом поле соблюдать нейтралитет и четко обозначить свою позицию по отношению к самозванным "друзьям России", лишив их этой "дружбы", российские чиновники, заигрывая с молдавскими властями, обострили антироссийские настроения в Молдавии и лишились симпатий образованной и активной части пророссийского электората, которая от безысходности предпочла проигнорировать эти выборы или проголосовать "за Румынию". Сегодня концепция "коммуниста Воронина как меньшего из зол" потерпела полное фиаско. Она больше не работает. Молдавский народ не захотел терпеть "меньшее зло" еще 4 года. "Мамалыга", вопреки прогнозам политолога Оазу Нантоя, наконец, взорвалась, и этим неминуемо воспользуется (и уже воспользовалось) "зло большее" в лице прорумынской оппозиции. Поэтому и дальше "потихоньку сдавать" российские интересы в регионе у Москвы уже не получится.

Теперь, став заложницей собственных назойливых иллюзий, российская дипломатия продолжает идти на поводу у ностальгирующих по "совку" и "стабильности" молдавских пенсионеров и сельских жителей, в третий раз одураченных "пророссийскостью" Воронина. Заложник Воронина - МИД России, - похоже, не осознает всей степени этого позора, когда любезно предоставляет ему "факты", позволяющие коммунистическим властям поддерживать версию о "заговоре внешних сил против молдавской государственности". И то, что внешнее вмешательство (раздутое воронинской пропагандой до масштабов мирового заговора) действительно имеет место быть, сути дела не меняет. Разве не говорилось о том, что так будет и это готовится, на протяжении нескольких месяцев до выборов? Что-то мешало Кремлю все это время самому вмешиваться в ситуацию и организовывать пророссийский электорат, которым потенциально является до 70% населения Молдавии? Или ресурсы и возможности самой нищей страны ЕС Румынии многократно превышают ресурсы претендующей на великодержавность России?

Стоит ли напоминать пикейным жилетам в Москве, вещающим о необходимости защищать "демократический выбор народа" в Молдавии, что, даже согласно объявленным итогам выборов, с учетом явки, реальная поддержка партии Воронина составила около 30% избирателей, постоянно проживающих в Молдавии. Эта, наиболее дисциплинированная часть электората, за 8 лет вымуштрованная ПКРМ и лишенная доступа к альтернативным источникам информации, представляет собой пенсионеров и беднейшие, необразованные слои населения, в основном из сельских районов. При этом более 1 млн наиболее активной части избирателей (а не просто граждан!), находящихся за пределами страны (в самой Молдавии проживает 3,5 млн человек) и спасающих свою страну от коллапса, ежегодно перечисляя на родину от $1 до $1,5 млрд, коммунисты в очередной раз лишили возможности участвовать в выборах, прекрасно отдавая себе отчет в том, что для них это равносильно самоубийству. Для этой части избирателей, 700-800 тысяч из которых, по неофициальным данным, постоянно находятся в России, Кишинев открыл всего 33 участка. Результаты голосования по ним, могущие лишить Партию коммунистов как раз столь необходимых для нее 1-2 голосов, до сих пор, кстати, так и не обнародованы ЦИК Молдавии.

Поэтому властям России необходимо помнить, что, поддерживая "гаранта демократии" Воронина, пользующегося молдавской конституцией так, как ему удобно, они выступают против воли подавляющего большинства граждан Молдавии. Если следом за вышвырнутым вчера из окна молдавской президентуры портретом Воронина, сегодня оттуда вышвырнут живого Воронина, и призывы "мыть кишиневский асфальт русской кровью" опять, как в начале 1990-х, станут отражением государственной политики Молдавии, то этому не следует удивляться - российская дипломатия (а не Россия и ее граждане!) именно этого и заслужила.

Если же трезво взглянуть на ситуацию, то интересы "участвующих в заговоре против молдавского государства Румынии и Запада" на данный момент совпадают с интересами России. В вопросе избавления Молдавии от коммунистов и Воронина Россия и Запад - ситуативные союзники. Проблема в том, что решение этого вопроса происходит без участия России, так как ее власть отказывается вмешиваться в ситуацию, соответственно, и результатами этого решения Москва воспользоваться не сможет. Хотя в нынешней ситуации любая власть в Молдавии будет лучше коммунистов. Нет никаких сомнений в том, что Филат, Гимпу и Киртоакэ, взяв контроль над ситуацией в стране, тут же забудут про "унирю", своих благодетелей из Бухареста, и о том, что они "румыны", так как об "идеалах" и "убеждениях" любые бессарабские политики, с конца 1980-х и по сей день, вне зависимости от цвета, в который они перекрашиваются, забывают сразу же, как только получают власть и доступ к "кормушке". И пока эта аксиома еще никем не была опровергнута.

Весьма показателен тот факт, что лидеры оппозиции почти сразу же открестились от участников акции протеста в Кишиневе. Видимо, осознание того, что бунт может, при определенных обстоятельствах, быть с легкостью повернут и против них, делает их податливыми и готовыми к компромиссу. Если прорумынские политики придут к власти в Молдавии, то все их антироссийские декларации могут быть прекращены очень быстро, так как регион экономически зависит от России и не имеет никаких перспектив на европейском рынке. Что же касается набора педагогических мер, то он неоднократно отработан на Воронине. В данном случае остается надеяться, что Москва, наконец, учтет свой богатейший негативный опыт и не оставит новой молдавской власти возможностей для лавирования между Россией и Западом, а попутно займется организационным оформлением и легализацией пророссийского электората Молдавии. Что касается Воронина, то даже если ему удастся сохранить власть сегодня, то это станет лишь кратковременной отсрочкой, негативные последствия которой окончательно похоронят все перспективы России в регионе. Поддержав диктатуру Воронина, Россия потеряет поддержку населения в Молдавии, а в современных бессарабских условиях это будет означать только одно - эта поддержка полностью достанется Румынии. Не говоря уже о том, что ждать от молдавского президента ответной лояльности будет проявлением поистине патологического идиотизма. Воронин вчера уже отблагодарил Москву за поддержку - за помощью в урегулировании ситуации он обратился не к российскому МИД, а к организовавшему против него "заговор" Западу.

Есть в этой ситуации и еще один аспект, который Москва также оставляет без внимания. Приднестровье, внешне сохраняющее враждебный нейтралитет по отношению к событиям в Кишиневе, внутренне мобилизовано, прекрасно понимая, что любой исход кризиса в Молдавии не сулит ему ничего хорошего. Сигнал о том, что Тирасполь готов использовать ситуацию для того, чтобы добиться признания, уже поступил в виде вчерашнего заявления замминистра обороны ПМР, который не исключил возможности военного вмешательства Приднестровья в молдавскую ситуацию. Как видится, доукомплектация контингента российских миротворцев для обеспечения безопасности российских граждан, к чему Тирасполь на протяжении нескольких лет призывает российское руководство, в условиях безвластия в Молдавии стала бы оправданной мерой. Не исключено также, что проект "приднестровизации" Молдавии вновь станет актуальным в ближайшее время.

Сергей Колеров - шеф-редактор Западной редакции ИА REGNUM