В чем победа ПКРМ на парламентских выборах в Молдавии? По сути, при результате около 50% голосов и заявленной явке 60% они собрали 30% от общего числа избирателей. Еще три парламентских фракции исходя из той же арифметики по 6-7%. Остальные лишенцы совсем в рамках погрешности. А с кем же добрая половина населения? Кем и где она представлена? То есть молдавское общество расколото на множество кусков и кусочков самый большой из которых (в 30%) - кусок коммунистический. Победой, а уж тем более "сокрушительной" это назвать никак нельзя.

Толпа студентов, скандирующих прорумынские лозунги у памятника Штефану Великому, сильно напоминает постановку в режиссуре Ю.Рошки в 2003 г. против "Меморандума Козака". Тогда они помогли аргументировать Воронину невыполнение его обязательств перед Путиным. Сегодня они портят нервы уже самому Воронину.

Выводя толпу студентов на улицу, либералы и либерал-демократы пытаются напугать Воронина, заставить отдать им больше голосов, пересчитать так, чтобы "торг был жирнее". Но ведь он сам не раз пользовался их услугами и прекрасно знает грань, за которую они никогда не перейдут. Вряд ли, пусть и тысячная, как заявляют СМИ, хорошо организованная и структурированная толпа студентов напугает "старого седого ворона". Видел он их. Тем более, допускаю, что сама процедура голосования была вполне честной, что зафиксировано большим количеством наблюдателей.

За 8 лет правления ПКРМ в этой самой бедной стране Европы так и не сформировалась единая нация. Треть населения осталась в МССР, остальные разбрелись в поисках своей идентичности по миру. Кто ищет себя в румынском зеркале, кто в украинском, кто в русском, кто в еврейском... но никто - в молдавском. И это трагедия. Без нации нет государства. Современная Молдавия в своей новейшей истории так и не стала полноценной самостоятельной страной. Единственным политическим трендом, озвученным за 18 лет, стал тезис "о стране транзитере". Товаров, услуг, энергоносителей, людей... То есть даже в теории не допускалось мысли о реальном молдавском суверенитете и самодостаточности. Отсюда и отсутствие договороспособности, и отсутствие базовых позиций как таковых. Голубая мечта любого современного молдавского политика (в равной степени это касается партий ) "стать золотой фишкой", которой можно выгодно торговать - и как можно дольше. То есть поменьше ответственности и побольше денег. По сути, Воронин развил этот принцип до масштабов межгосударственных отношений. Попеременно разводя на свою "фишку" то российские власти, то европейских и американских политиков.

Сегодняшний результат парламентских выборов в Молдавии обусловлен несовершенством избирательной системы. Подобные схемы выборного процесса раньше могли работать в национальных государствах с вековыми демократическими традициями, но теперь и там они не работают. Молдавия же государство несостоявшееся, так и застрявшее в переходном периоде между "совком" и капитализмом. Участвуя в подобных выборах, люди не понимают, что играют с профессиональными шулерами, надеясь на чудо возвращения в сытую и цветущую советскую Молдавию (которая, кстати сказать, тогда была 100% дотационным регионом, то есть полностью финансировалась из центра - ЦК КПСС покупал таким образом лояльность национальной окраины). Единственное, что внушает некоторый оптимизм, так это сокращение иллюзий у молдавского избирателя. В 2001 г. например, наивных ностальгирующих граждан было значительно больше.

Чем же закончатся молдавские электоральные процедуры и упражнения? Студенты проорут в лучшем случае до утра и разойдутся, дольше их просто некому кормить и поить. Молдавия не Украина. Здесь на организацию площадного переворота трудно найти богатого спонсора. В бедной Молдавии ничего нет, кроме голодных безработных гастарбайтеров и их семей. "Революция мамалыги" может быть кому-то интересна разве что в качестве тренинга и обкатки технологий для "настоящего дела". Либералы вряд ли сломают, а уж тем более свергнут Воронина. У него слишком сильная позиция, чтобы с кем-то торговаться.

Молдаване месяц понаблюдают по телевизору за анонсированым аттракционом: выборы президента (не важно как его будет имя), Воронин займет кресло спикера парламента и будет править дальше - Молдавия по Конституции парламентская республика и спикер парламента - первое лицо государства. Конечно, через два месяца население поймет, что его очередной раз надул Воронин, но будет поздно и трудящиеся дальше будут стонать и ворчать по своим кухням и лавочкам. Тем более, что работы за пределами страны с каждым днем меньше и меньше, а жизнь простого молдавского трудяги будет хуже и хуже.

Что же касается молдавской внешней политики и Приднестровского урегулирования, то здесь все останется в прежнем режиме: "ни войны, ни мира". Добро пожаловать в молдавский застой!

Алексей Мартынов - политолог