Октябрьская железная дорога планирует совместно с правительством Санкт-Петербурга разработать бизнес-план единой управляющей компании, с властями Карелии - создать ОАО "Карел-пригород", а часть акций уже работающего ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (СЗППК) передать правительству Ленинградской области. К такому развитию событий ОЖД подтолкнула убыточность пригородного комплекса в Ленинградской области и Карелии, а также загруженность автотранспортом дорог Санкт-Петербурга. Об этом сообщает газета РЖД "Гудок".

Только с начала этого года долг Ленинградской области перед железнодорожниками за пригородные перевозки составил более 500 млн руб., в Карелии - 260 млн руб. "Если в течение нескольких лет эти убытки мы покрывали за счёт перекрёстного субсидирования, то в условиях кризиса у нас нет таких возможностей. Кроме того, в законе прописано, что компенсация выпадающих доходов, возникающих из-за регулирования тарифа, - ответственность регионов", - сказал начальник ОЖД Виктор Степов.

Санкт-Петербург - один из учредителей ОАО "СЗППК" - полностью компенсирует убытки компании, но в городе другая проблема - пробки, которую и должна решить единая управляющая компания, которая объединит все виды транспорта - автобусы, троллейбусы, метрополитен и электропоезда. ОЖД считает, что единственный путь освободить центр города от пробок - перевести пассажиропоток на электропоезда. "Автобусы будут останавливаться в нескольких километрах от центра города, а пассажиры пересаживаться на метрополитен и электрички", - уточнил Виктор Степов.

В отношении Ленинградской области ОЖД готова за собственный счёт пересадить пассажиров на автобусы, эксплуатация которых гораздо дешевле, чем поездов. Частично решить эту проблему на ОЖД рассчитывают уже к началу летних пассажирских перевозок, для чего уже создана совместная с с комитетом по транспорту региона межведомственная рабочая группа. "У нас есть дочернее предприятие - автобаза. Ею мы планируем закрыть одну линию на Лодейнопольском узле и частично линии Выборгского узла", - рассказал Виктор Степов. В перспективе в состав ОАО "СЗППК" войдёт и правительство Ленинградской области.

Тем временем правительство Карелии уже готово к частичной замене железнодорожного сообщения автобусным. До конца этого года железнодорожники и правительство республики планируют создать ОАО "Карел-пригород", в состав которого возможно войдёт и муниципальный автоперевозчик - ГУП "Карелавтотранс". "Карелавтотранс" готово увеличить количество маршрутов, перераспределив пассажиропоток с железнодорожного на автобусное сообщение. "В Карелии многие направления обслуживаются тепловозами, а это очень дорого. Стоимость эксплуатации локомотива порядка 54 руб. за км. Пассажир за этот километр платит лишь 6 руб. Автобус обходится в несколько раз дешевле", - говорит Виктор Степов. Поэтому железнодорожники предложили региону выбрать между увеличением тарифа до 36 руб. за проезд в электричке и автобусными перевозками.

"Где выгоднее автобус, пойдёт он, а там, где нет автодорог, пойдёт тепловоз", - сказал Виктор Степов. Уже в этом месяце на направлениях Сортавала - Кузнечное, Петрозаводск - Медвежья Гора, Петрозаводск - Свирь размер движения сократится до одной пары поездов пять раз в неделю вместо двух, как было раньше. В выходные дни график движения останется прежним. В дальнейшем на направлении Кемь - Беломорск - Маленга движение поездов сократится до одной пары в сутки вместо двух, как было раньше. На участке Сегежа - Кемь - Медвежья Гора четыре раза в неделю будет ходить одна пара электричек в сутки вместо двух. Остальные три дня расписание останется прежним. На направлении Петрозаводск - Суоярви размер движения сократится до одной пары пригородных поездов по пятницам, субботам и воскресеньям с перераспределением на первом этапе пассажиропотока на автобусное сообщение.