Экспорт леса в Китай оживил Дальневосточную железную дорогу, несмотря на новые пошлины

Благовещенск, 4 апреля 2009, 02:32 — REGNUM  Падение перевозок леса на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД), произошедшее из-за экономического кризиса и увеличения таможенных пошлин на экспорт кругляка твердолиственных пород, сменилось некоторым ростом. По сравнению с январём в марте погрузка леса на магистрали выросла почти в 2,5 раза. Об этом сообщает железнодорожная газета "Гудок".

В январе погрузка леса на ДВЖД упала по сравнению с тем же периодом прошлого года на 73%, составив 212,4 тыс. тонн. "Уже в конце прошлого года ни у одного из лесоэкспортёров Хабаровского края не было зарубежных контрактов на поставку своей продукции, - рассказали в комитете лесной промышленности краевого министерства природных ресурсов. - Южная Корея и Япония загодя сократили закупки нашей древесины, переключившись на поставщиков из Канады, Южной Америки, Австралии. Китай сделал значительные запасы, закупив по бросовым ценам лес из Новой Зеландии". При этом сократился экспорт кругляка всех видов древесины, хотя российское правительство подняло пошлины только на твердолиственные породы (ясень, дуб, липа и пр.) - на 80%. Аналогичное повышение таможенных расценок на вывоз хвойных было отложено на год. Но участники бизнеса до последнего находились в неведении относительно данного решения, поэтому импортёры не спешили заключать контракты с лесозаготовителями. Однако уже в феврале ситуация начала выправляться. А за 29 дней марта на ДВЖД погрузили 492 тыс. тонн леса, доведя отставание от прошлогодних показателей до 36,5%. Как отметил заместитель начальника ДЦФТО магистрали Алексей Лоншаков, рост связан с возобновлением закупок твердолиственной древесины Китаем, который снизил ввозные пошлины на ценные породы, это несколько сократило затраты китайских потребителей. "Конечно, объёмы погрузки леса на экспорт не те, что в прошлом году, но мы думали, что будет хуже", - сказал Алексей Лоншаков.

В управлении лесным хозяйством Приморского края добавили, что Китай увеличил закупки древесины и хвойных пород. "Сейчас много круглой ели, пихты идёт через Владивостокский порт на юг КНР. У части китайских импортёров произошла переориентация в структуре потребления: с ценных твердолиственных пород на хвою", - уточнили там.

Вместе с тем, говорят в ДЦФТО, введение пошлин пока не достигло цели, на которую рассчитывало правительство, - увеличения объёмов глубокой лесопереработки. По крайней мере, ожидаемого роста погрузки обработанного леса не произошло. "Пиломатериалов грузится мало, поскольку их производство в регионе по-прежнему минимальное. Те же китайцы завезли лесопилки в Приморье, Амурскую область и Хабаровский край, чтобы здесь пилить лес и отправлять его к себе по более низким пошлинам. Но заработать они смогли бы, если поднялись бы пошлины на хвою. Но этого не произошло. Если же говорить об отечественных предприятиях, то большинство проектов по созданию на Дальнем Востоке лесообрабатывающих производств находится ещё в стадии реализации, а часть законсервирована", - пояснил Алексей Лоншаков.

Участники рынка не отрицают того, что пошлины действительно могли бы способствовать увеличению внутренней переработки древесины, но этому помешал экономический кризис. В ОАО "Приморсклеспром" рассказали, что планировали наладить производство клееного бруса в посёлке Чугуевка (Приморье), закупили здание, часть оборудования, но в условиях экономического спада у компании, испытывающей трудности со сбытом на внутреннем рынке, не хватает оборотных средств, чтобы продолжить строительные работы.

В ЗАО "Лес Экспорт" подчеркнули, что не могут взять кредиты у российских банков на строительство в Дальнереченске крупного завода по изготовлению трёхслойного паркета. О возможности пересмотра своих планов говорят и в ОАО "Дальлеспром", которое намерено построить в Амурске крупный лесоперерабатывающий комплекс и завод по выпуску технологической щепы в Ванине. В компании не исключают, что и они могут столкнуться со сложностями в привлечении средств. Впрочем, чиновники Хабаровского края уверены, что начало массовых поставок продукции российских перерабатывающих компаний за границу - вопрос ближайшего времени. "Качество дальневосточной древесины достаточно высокое, а, к примеру, лиственница, которая служит сырьём для изготовления фанеры, не имеет аналогов в мире", - отмечает министр природных ресурсов края Василий Шихалев.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.