Поддержка судостроителей должна войти в пакет антикризисных мер правительства: Архангельский промышленник

Москва, 6 апреля 2009, 09:09 — REGNUM  

В 2007 году судоремонтные предприятия по всей России внезапно превратились из послушных налогоплательщиков в злостных нарушителей закона. Причиной тому стало решение Высшего Арбитражного суда, согласно которого Федеральной налоговой службой России по результатам налоговых проверок доначислены суммы налога на добавленную стоимость пеней и штрафов за прошедшие 3 года. Проблема заключается в том, что необходимость уплаты НДС за три года ставит предприятия на грань банкротства - эти суммы сопоставимы с годовыми оборотами предприятий. В конечном итоге проблема может коснуться не только самых предприятий, но и доходов в бюджет страны в ближайшие годы, что только усугубит кризис, в который вступила Россия.

Проблема, которая проявляется сейчас в полном объеме, возникла после того, как северодвинское предприятие "Севмаш" проиграло дело об уплате НДС. До этого льготой по уплате налога на добавленную стоимость пользовались все судоремонтные предприятия, осуществляющие свою деятельность в портах, начиная с 2001 года. В принятом в 2001 году Налоговом Кодексе есть статья, согласно которой, "работы по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы (услуги)" освобождались от налогообложения. В 2002 году в эту статью были внесены изменения, согласно которым, освобождение от НДС предусматривалось для "работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка". Фактически, согласно этой статье от НДС освобождались предприятия, оказывающие услуги по ремонту судов на территории причалов, которые расположены в портах. Этого мнения придерживалось и Минфин России, и ФНС России. Из-за недостаточно четкой формулировки этого положения, судоремонтным предприятиям приходилось обращаться в налоговые органы за разъяснениями, на что они получали совершенно определенный ответ: "НДС взимать не нужно и уплачивать его не нужно". Указанная трактовка нормы подп.23 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ применялась вплоть до 2007 года, а правильность такого применения подтверждалась результатами налоговых проверок. Но дело "Севмаша" дошло до Высшего Арбитражного суда, который постановил, что Налоговый Кодекс все-таки обязывает предприятия уплачивать НДС. И это изменило ситуацию в корне.

О том, какие последствия может иметь такое решение Высшего Арбитражного суда, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с представителем судоремонтной отрасли, тем, кто непосредственно пожинает плоды этого судебного спора, генеральным директором ООО "Оптимист" Павлом Герасимовым. "Чем уважаемая налоговая инспекция занималась 5 лет с момента внесения изменений подп.23 п.2 ст.149 НК РФ от 29.05.2002 года? Почему не применяется ст. 3 НК РФ, где ясно сказано: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика? - вопрошает промышленник. - Получается, что предприятия, которые работали шесть лет в соответствии с законом, внезапно стали нарушителями. Смысла принятия судом такого решения я не вижу. Фактически получается, что могут быть закрыты успешные производства по всей России. От этого пострадают и предприниматели, и люди, которые потеряют работу, и государство, которое не получит от нас налогов, - сказал Павел Герасимов. - Взять, например, наше предприятие. ООО "Оптимист" перечислил в 2008 году 67 миллионов рублей налогов в бюджеты различного уровня. Зачем насильно закрывать и банкротить предприятие, которое исправно платило налоги, платит и будет платить, которое дает работу людям?". Герасимов отмечает, что если не предпринимать никаких мер, то массовое банкротство судоремонтных предприятий неизбежно. А те, кому удастся выжить, долго не смогут снова стать рентабельными. "Мы своими руками ведем страну к еще одной волне кризиса", - считает промышленник.

Решение Высшего Арбитражного суда касается практически всех предприятий, занимающихся судоремонтом. В Архангельской области крупных заводов несколько ("Севмаш", "Звездочка", РЭБфлота, "Оптимист", 176-й судоремонтный завод), а есть еще малый бизнес. В Мурманской области это коснется завода "Нерпа", 35-го судоремонтного завода, Мурманского судоремонтного завода, Мурманской судоверфи. Также под удар попадают предприятия Владивостока, Находки, Хабаровска, Салехарда, Новороссийска, Калининграда, Санкт-Петербурга, Астрахани, Сочи и многих других городов. На государственную поддержку могут надеяться далеко не все предприятия, но и она не решит нависшей проблемы. Теоретически, у судоремонтников есть шанс истребовать необходимые суммы НДС с тех, кому они оказывали услуги. Закон это позволяет сделать, и именно такой выход предлагают налоговые органы судоремонтникам. Для этого придется обращаться во все предприятия с предложениями уплатить НДС за три года, а затем - уже в суды. Дело в том, что в государственных предприятия средства на уплату НДС не предусмотрены, а частные предприятия тоже не горят желанием платить за то, на что не соглашались. Поэтому иначе как через суд получить эти деньги будет невозможно. Сотни исков от каждого предприятия завалят судебные органы бессмысленной работой. К тому же, с уже закрывшихся предприятий эти деньги получить не удастся. И промышленники понимают, в чем кроется проблема - налоговые органы должны были истолковать неясную формулировку статьи 149 НК в пользу налогоплательщика, как это предписывает делать Налоговый Кодекс, но почему-то этого не сделали. "Почему в данном случае налоговые органы не хотят пойти налогоплательщикам навстречу, совершенно не понятно. В итоге государство в лице своей структуры - налоговой инспекции - душит судоремонтную отрасль, от которой получает хороший доход", - разводит руками Герасимов.

Примечательно, что пока активизировались налоговые органы не всех регионов. В частности, в Мурманской области, судоремонтным предприятиям позволяют работать на прежних условиях. Возможно, именно в этой области налоговики толкуют неясности в пользу налогоплательщиков.

Стоит отметить, что одним из последствий решения Высшего Арбитражного суда стало повышение цен на услуги по судоремонту. После того как в 2007 году предприятиям было отказано в льготах, все они начали вводить НДС в свою работу, то есть повысили цены. Но повышение цен на судоремонт по всей России на 18% может иметь только одни последствия - судовладельцы предпочтут ремонтировать суда за границей. В условиях необходимости экономить средства их выбор очевиден. Отток средств из отрасли и из страны, естественно, будет иметь печальные последствия.

Для решения проблемы были активизированы силы Министерства промышленности и торговли, Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной палаты, вопрос рассматривался на Морской коллегии. Министерство промышленности разработало свои предложения для решения проблемы, и их поддержал глава комитета Совета Федерации по бюджету Бушмин. Предложение заключается в том, чтобы предоставить предприятиям налоговые льготы по всем видам судоремонтных работ в портах и доках. По расчетам Минпромторга, в случае принятия законопроекта через два года объемы реализации работ (услуг) вырастет на 4%, рентабельность предприятий достигнет 10%, а отчисления в бюджеты всех уровней к концу 2010 года составят 1,2 млрд рублей. К концу 2014 года объем реализации работ (услуг) вырастет на 100%, рентабельность предприятий достигнет 13%, а налоговые отчисления в бюджеты составят 3,74 млрд рублей. Удивительно, что с такими расчетами закон еще не принят.

По мнению генерального директора ООО "Оптимист" Павла Герасимова, затягивание принятия изменений в Налоговый Кодекс является результатом противодействия противников этих изменений. "Я далек от мысли, что в Северодвинске появился сотрудник налоговой инспекции, который по собственной воле добивался начисления НДС за три года всем российским предприятиям судоремонтной отрасли, - говорит он. - Уверен, что есть люди, заинтересованные в массовых банкротствах предприятий, в том числе и таких крупных как "Севмаш". Конечно, обанкротить его никто не даст, но другие предприятия от решения Высшего Арбитражного суда точно пострадают".

Вывод в этой ситуации может быть только один: государство должно поддержать судоремонтную отрасль, освободив предприятия от уплаты НДС за три года. Душить всю отрасль из-за формализованного подхода судебной системы к решению этого спора было бы непредусмотрительно, а накалять обстановку в стране в период кризиса было бы ярчайшим примером экономической близорукости, считает Герасимов. "Поддержка предприятий судостроительной отрасли должна войти в пакет антикризисных мер, - предлагает он. - Для этого Государственной Думе нужно лишь принять изменения в Налоговый Кодекс. Это будет очень существенная помощь всем портовым городам. Я убежден, что в конечном итоге здравый смысл одержит победу. Сегодня верховная власть страны в лице президента Медведева, премьера Путина русским языком настойчиво вразумляют бюрократический аппарат: "Создавайте ясные и понятные условия жизни и работы людей", но их не слышат или не хотят слышать".

Таким образом, архангельские промышленники присоединились к обсуждению антикризисного плана правительства, который в ближайшие дни должен быть внесен в Госдуму. У представителей Архангельской области уже есть свои предложения в программу, осталось только принять их во внимание, тем более, что Минфин и Минпромторг уже сделали необходимые расчеты и дали необходимые комментарии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.