Строительство казанского метро, являющегося на сегодняшний день одним из самых дорогостоящих в России, приостановлено. Причина проста - у подрядчиков нет денег, а поставщики больше не могут работать в долг. Большинство казанцев, а вероятно, и часть руководства Татарстана узнали об этом из выпуска городских новостей. "Денег на строительство метро нет, и мы вынуждены приостановить работы", - признался в эфире местной телекомпании заместитель начальника МУП "Казметрострой" Вениамин Терзиманов. Как полагают источники в министерстве транспорта РТ, решиться на публичное заявление его заставила отчаянная ситуация, сложившаяся на производстве - вести проходку тоннелей в отсутствие финансирования строители больше не могут.

Реакция властей оказалась моментальной: в условиях подготовки к Универсиаде-2013 ничто не должно омрачать общей картины поступательного движения к намеченной цели. Уже через два дня после выхода мрачного сюжета метростроевцы рапортовали о трудовой победе - открытии вестибюля на последней к настоящему моменту сданной станции "Проспект Победы". В отличие от заявления Терзиманова, репортажи об открытии дополнительного входа в метро были показаны всеми местными телекомпаниями и опубликованы в газетах. Таким образом, у жителей Казани и республики должно было сложиться впечатление, что "процесс идет".

Начальник МУП "Казметрострой" Марат Рахимов уже комментирует ситуацию в пионерском духе: "Долгов по зарплате нет. Сейчас завершаем проходку второго тоннеля под рекой Казанкой от станции "Заречье" в сторону "Кремлевской". Вторит ему и руководитель МКП "Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений Казани" Анатолий Церцеил: "Финансирование идет, из бюджета республики на 2009 год выделено 2 миллиарда рублей, из них 1 миллиард 157 миллионов направлено на погашение кредиторской задолженности, 842 миллиона предусмотрено на строительство. Из них 240 уже освоены".

Приведенные цифры говорят сами за себя. Чуть раньше, а именно год назад, главный инженер МКП Дмитрий Дорофеев утверждал, что для нормальной работы метрострою в Казани требуется значительно больше - "около 6 миллиардов рублей в год" (где 20 процентов - из федерального бюджета). Следовательно, 2 миллиарда "местных" рублей, из которых больше половины уже ушло на оплату долгов, - это всего лишь треть необходимой суммы. Да и из нее на строительство в этом году может пойти только одна десятая требуемых средств - 602 миллиона. Которых вообще-то у республики все равно нет.

Теперь вся надежда на федеральные деньги. "Летом ожидается поступление федеральной части софинансирования", - надеется Анатолий Церцеил. Однако кто знает, как на самом деле пойдут дела? Сдача в эксплуатацию очередной станции пока отложена на год. В такой ситуации остается только открывать вестибюли, раздавать интервью и делать бодрый вид. Совсем как в анекдоте советских времен про поезд, остановившийся на пути к коммунизму: "Больше шума, товарищи! Раскачивайте вагоны, пусть все думают, что мы едем"...