Эксперт: Минску выгодно затягивать принятие решения о признании Абхазии и Южной Осетии

Гагра, 1 апреля 2009, 20:33 — REGNUM  

Вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны официального Минска не был внесён в расписание весенней сессии белорусского парламента, хотя официальные представители Белоруссии ранее заявляли о том, что этот вопрос будет рассмотрен 2 апреля. Сложившуюся ситуацию прокомментировал 1 апреля ИА REGNUM российский историк и политолог, сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский.

То, что вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии не внесен в повестку весенней сессии белорусского парламента, ещё не означает, что этот вопрос не будет рассмотрен: повестка может быть дополнена в любой день. Но это сигнал Москве, негативный сигнал во всём том торге, который сейчас идёт между нашими странами по данному вопросу. К концу марта произошло, по крайней мере, два события, не способствующих желанию Минска признавать кавказские республики: Белоруссия фактически была принята в программу "Восточное партнёрство", а Россия отказалась выделить ей запрошенный кредит в 100 млрд рублей.

Кроме того, вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии Минском вообще не так критичен, как кажется. Летом прошлого года, когда Москва пошла на это признание, она откровенно нарушила союзные договорённости с Минском, ведь по Договору о Союзном государстве наши страны должны проводить согласованную внешнюю политику. Так вот, решение о признании Россия приняла без всяких консультаций и согласований с Минском, просто поставив его перед фактом. В тех обстоятельствах в Минске посчитали, что имеют все основания и все возможности для того, чтобы сразу за Россией не следовать, а отложить решение этого вопроса на будущее. В Москве такое поведение страны, которую у нас на самом деле принято считать не союзником, а сателлитом, восприняли болезненно, однако реальность показала, что расчёты Минска были правильны. Такое решение не ухудшило его отношений с Москвой, зато позволило ему продолжить свою линию на нормализацию отношений с Западом, вот уже год как проводимую Александром Лукашенко.

В современных обстоятельствах вопрос о признании стоит уже не столь остро. Ведь понятно, что международной легитимности признание со стороны Минска этим республикам не добавит. Единственное, ради чего Москва могла бы надавить на Белоруссию - это имидж России как "хозяина Минска". А именно этого Минску, перешедшему к многовекторной внешней политике, сейчас важно избегать. По сути, признание Минском республик возможно только в том случае, если Россия сделает ему такое предложение, от которого невозможно будет отказаться. Но Россия сейчас, судя по всему, сама на такое не готова. К тому же, эффект от такого признания будет чисто символическим. Иногда звучащие предположения о том, что Россия хотела бы подключить Абхазию и Южную Осетию к Союзному государству, вряд ли разумны. Это сделает его нелегитимным в глазах международного сообщества, что нанесёт по этой и так слабо реализуемой программе очень сильный удар и фактически поставит перед Белоруссией вопрос о необходимости уже в обозримом будущем из неё выйти.

Минск точно заинтересован в затягивании принятия решения по этому вопросу, по крайней мере, до майских праздников, когда в Праге пройдёт саммит по началу реализации программы "Восточное партнёрство", куда очень старается попасть Лукашенко. Кстати, если говорить не об этой программе, а об общем тренде нормализации отношений между Западом и Белоруссией, то он скорее выгоден России: ведь речь идёт не о "переходе в другой лагерь", а именно о нормализации. Откровенно плохие политические отношения Минска с международным сообществом и крайне негативный имидж Белоруссии оказывают лишь разрушительный эффект на российско-белорусские отношения. Впрочем, за все годы сближения между нашими странами Москва так и не смогла превратить Минск в своего прочного союзника, или хотя бы сделать его действительно сильно зависимым: Белоруссия сейчас одно из немногих государств, принимающих подлинно суверенные решения и способных позволить себе по-настоящему многовекторную политику. И это свидетельствует, с одной стороны, об эффективности и правильном расчёте политики Минска, а с другой стороны, об ещё одном провале во внешней политике Москвы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.