С точки зрения гражданско-правовых отношений задолжность партий перед СМИ не аннулируется, заявил первый вице-спикер государственной думы РФ Олег Морозов ("Единая Россия"), комментируя внесение в Госдуму законопроектов "О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации" и "О внесении изменений в статьи 149 и 251 части второй Налогового кодекса РФ". Как передает корреспондент ИА REGNUM, 1 апреля Морозов отметил, что документами предлагается исключить из избирательного законодательства обязанность политических партий возмещать СМИ стоимость бесплатного эфирного времени и печатной площади. Взамен вводится норма, по которой политические партии, набравшие на последних выборах в Государственную думу менее 3% голосов избирателей, а на выборах президента РФ - менее 2%, на следующих таких же выборах могут получить свою долю эфирного времени и печатной площади, но только на платной основе, подчеркнул один из авторов законопроектов. Аналогичный порядок может быть установлен и на выборах региональных и муниципальных уровней.

"Хочу особо подчеркнуть, что долг, даже не возмещенный, не помешает партии получить безвозмездно эфирное время через одни выборы, например, на парламентских выборах 2016 года", - заявил первый вице-спикер Госдумы.

Вторым законопроектом предлагается освободить от НДС и налога на прибыль услуги СМИ, которые они оказывают, безвозмездно предоставляя партиям эфирное время и печатную площадь для агитации на выборах. "Отмечу, что эта норма будет иметь обратную силу, распространяясь на отношения, возникшие с первого сентября 2007 года", - сказал Морозов, уточнив, что "речь идет о возмещении из бюджета СМИ сумм уплаченного НДС и зачете сумм налога на прибыль". "Иначе говоря, СМИ, не получившим реальной оплаты за эфирное время и печатную площадь, предоставляется право не учитывать данные суммы при выплате НДС и налога на прибыль", - подчеркнул парламентарий.

Морозов полагает неслучайным, что законопроекты внесены во время финансового кризиса. "Тот факт, что указанные законопроекты появились в период финансового кризиса вряд ли можно назвать случайным. Конечно, надо было именно сейчас найти формы поддержки партий, прежде всего малых, чьи бюджеты особенно пострадали от кризиса, восстановить справедливость по отношению к СМИ", - сказал Морозов, подчеркнув, что дело "не только и не столько в этом". "Последовательно решается задача, направленная на "партизацию" политического процесса, создание благоприятных условий для развития партий, участия их в избирательном процессе. В этом я вижу суть внесенных законопроектов", - заключил Морозов.

Отметим, что согласно действующему законодательству, партии, не расплатившиеся со СМИ за предоставление им бесплатного эфирного времени (печатной площади), не вправе до погашения долга пользоваться бесплатным эфирным временем и бесплатной печатной площадью при проведении всех последующих выборов соответствующего уровня. Сегодня это означает, что партия, "задолжавшая" единожды, по сути дела выпадает из избирательного процесса.

По данным ЦИК РФ за 2007 год, "Яблоко" должно около 170 млн рублей, "Гражданская сила" - 168,5 млн рублей, Аграрная партия - 161,3 млн рублей, Демократическая партия - 161 млн рублей, "Союз правых сил" - 159 млн рублей.