Омбудсмен Нагорного Карабаха Юрий Айрапетян представил отчет о работе в мае-декабре 2008 года. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, в отчете содержатся выявленные нарушения прав человека и основных свобод, дана их характеристика, приведены конкретные примеры.

Согласно отчету, в период с мая по декабрь 2008 года омбудсмен НКР получил 196 обращений от 267 лиц, из коих 113 в письменном виде (в том числе коллективные) и 83 - в устном. Кроме того, омбудсмен и специалисты его офиса консультировали граждан по телефону, при личных обращениях, на выездных приемах в райцентрах и других населенных пунктах, а также в учреждении исполнения уголовных наказаний в г. Шуши, других правоохранительных органах и воинских частях. Большая часть обращающихся поднимала вопросы, касающиеся защиты социально-экономических прав, в частности, относящихся к выплате и определению суммы пособий, пенсий, компенсации денежных вкладов в советских банках, обеспечению жильем беженцев и др. Часть обратившихся к омбудсмену граждан выражала недовольство действиями полиции, решениями судов и др. В порядке оперативного реагирования были организованы посещения пенитенциарных учреждений и ИВС полиции, в ходе которых были изучены условия содержания заключенных и задержанных, ситуация с соблюдением их прав и др.

В отчете отмечена также важность проведенной профилактической работы с целью исключения возможных нарушений прав человека. В целом за отчетный период офисом омбудсмена выявлено 17 случаев нарушения прав человека.

Закон об омбудсмене НКР был принят в феврале 2005 года, однако, в силу объективных и субъективных причин, омбудсмен был избран Национальным Собранием НКР 16 апреля 2008 года, а в мае был сформирован аппарат омбудсмена. Как отмечается в отчете, за время деятельности института омбудсмена создалась атмосфера доброжелательности и взаимопонимания со всеми ветвями власти НКР. Вместе с тем, в отчете говорится, что "общение с другими органами и содержание обращений граждан свидетельствуют о том, что институт омбудсмена пока непривычен как для общественности, так и для государственных органов и органов местного самоуправления". "Некоторые граждане и организации часто воспринимают данный институт, в одном случае, как самую важную властную инстанцию, в другом - наоборот, как чисто формальный атрибут государственной машины. Однако опыт многих стран с развитой демократией свидетельствует о том, что при правильном применении и осмыслении государственный правозащитный институт может быть достаточно эффективным, что зависит от степени зрелости гражданского общества", - отмечается в документе.