Глава МИД России оценил СНГ и ОДКБ, осудил Латвию и Эстонию

Баку, 1 апреля 2009, 14:00 — REGNUM  Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал интервью газете "Российские вести", которое издание публикует сегодня. Лавров, в частности, сказал:

По вашему мнению, как будут развиваться интеграционные процессы на постсоветском пространстве?

Региональные интеграционные процессы при всей сложности и противоречивости ситуации на постсоветском пространстве - объективная реальность и необходимость, обусловленная потребностями наших стран и народов, которые связаны многочисленными узами. Интеграция является нашим естественным конкурентным преимуществом, без использования которого странам Содружества Независимых Государств будет трудно занять достойное место в сегодняшнем мире. Ведь не случайно углубление сотрудничества в региональном формате стало характерной чертой современных международных отношений, своего рода составной частью процессов глобализации и ответом на сбои в системе глобального управления. Дополнительный импульс интеграционным процессам на пространстве СНГ придает нынешний финансово-экономический кризис, отчетливо показавший востребованность коллективных действий.

В то же время особенности внутреннего развития стран СНГ, различная степень их заинтересованности во взаимодействии между собой обусловливают то, что мы называем разноскоростной и разноуровневой интеграцией на пространстве Содружества. На практике этот подход, имеющий место, кстати сказать, и в Евросоюзе, нашел воплощение в создании нескольких региональных форматов коллективного взаимодействия. Наиболее широким по составу и выполняемым функциям является Содружество Независимых Государств. Мы рассматриваем его как региональную организацию, ценность которой заключается в том, что она обеспечивает странам-участницам площадку для политического диалога и механизмы практического сотрудничества в различных областях.

В формате СНГ главным направлением работы сегодня является претворение в жизнь принятой в октябре 2007 года Концепции дальнейшего развития Содружества и Плана основных мероприятий по ее реализации. Приоритетная роль Концепцией отводится активизации экономического сотрудничества. С этой целью в конце 2008 года Советом глав государств и Советом глав правительств была принята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года. Ключевыми направлениями взаимодействия в рамках СНГ остаются сотрудничество в гуманитарной сфере и обеспечение безопасности, противодействие как традиционным, так и новым вызовам и угрозам.

Ядром экономической интеграции на пространстве СНГ является Евразийское экономическое сообщество. В его рамках создается таможенный союз, на первом этапе в составе Белоруссии, Казахстана и России. В перспективе предполагается присоединение к нему других государств-членов ЕврАзЭС. В феврале нынешнего года Межгосударственный совет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял решение об учреждении Антикризисного фонда Сообщества в размере, эквивалентном 10 млрд. долл., а также Центра высоких технологий. Эти меры направлены на преодоление негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса.

Россия неуклонно проводит линию на укрепление Организации Договора о коллективной безопасности в качестве ключевого инструмента поддержания стабильности и обеспечения безопасности на пространстве СНГ. Взаимодействие в рамках ОДКБ осуществляется по различным направлениям, включающим военное и военно-техническое сотрудничество, противодействие новым угрозам безопасности - терроризму и наркотрафику, координацию внешнеполитических шагов государств-участников. Хотел бы упомянуть принятое в феврале нынешнего года на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности Организации решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. В их функции будут входить отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной оргпреступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Силы призваны осуществлять свою деятельность исключительно на территориях входящих в ОДКБ государств. Решение об их задействовании принимается консенсусом президентами государств-членов Организации.

Таким образом, основные направления развития интеграции на пространстве СНГ четко определены и реализуются на практике. Они выстраиваются, исходя из объективных потребностей и интересов участвующих в них государств, на основе равноправия, добровольности и взаимной выгоды.

Как вы оцениваете проводимую Латвией и Эстонией политику дискриминации национальных меньшинств?

Ситуация в сфере соблюдения прав человека в Латвии и Эстонии остается сложной. По-прежнему острой является проблема массового безгражданства. По прошествии 17 c половиной лет независимости около 360 тыс. постоянных жителей Латвии или 16% населения и более 110 тыс. постоянных жителей Эстонии - 10% населения, половина из которых родились в этой стране, лишены какого-либо гражданства. Да, число лиц без гражданства, хотя и медленными темпами, сокращается, но настораживает другое - сокращение идет скорее вследствие убыли русскоязычного населения, нежели по причине ускорения процедур приобретения гражданства. Очевидно, что при сохранении сегодняшних темпов натурализации устранение этой проблемы растянется на десятилетия.

Русскоязычное меньшинство, проживающее в Латвии и Эстонии, не может в полной мере воспользоваться положениями Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, так как она была ратифицирована с оговорками, в соответствии с которыми сфера ее применения распространяется исключительно на граждан этих государств.

Ненормальность ситуации подтверждена ООН, Советом Европы и ОБСЕ, в материалах которых по-прежнему содержатся критические отзывы о ситуации в Эстонии в правочеловеческой сфере. Даже "Международная амнистия", которая не демонстрирует особых симпатий к нашей стране, обратила внимание на ущемление прав русскоязычного населения в этих государствах.

Нас также не может не тревожить характер проводимых в Латвии и Эстонии реформ системы образования, фактически направленных в перспективе на выдавливание русского языка из этой сферы. В рамках процесса так называемой оптимизации закрываются школы, где обучение велось на русском языке.

В целом мы наблюдаем ужесточение лингвистической политики властей. Даже лица, получившие гражданство, продолжают испытывать притеснения - уже как языковое меньшинство. Например, несмотря на зафиксированную в Конституции Эстонии возможность ведения делопроизводства на русском языке в местах компактного проживания русскоязычного населения, это правило не соблюдается. К людям, которые, по мнению эстонской стороны, недостаточно хорошо владеют государственным языком, применяются несоразмерно суровые санкции.

Безусловно, тема положения нацменьшинств поднимается нами как в международном формате, так и на двустороннем уровне - в контактах с латвийской и эстонской сторонами, партнерами. Россия не выдвигает каких-либо особых требований в этом плане к Латвии и Эстонии, а поддерживает рекомендации профильных международных организаций по расширению прав нацменьшинств и европейскому решению проблемы безгражданства. Будем и дальше настойчиво добиваться полного выполнения этих рекомендаций как в работе с Ригой и Таллином, так и в рамках соответствующих многосторонних структур.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.04.17
Русские следы на востоке Турции
NB!
29.04.17
Великий мусорный путь: Украина в зеркале мусорной проблемы
NB!
29.04.17
СМИ ЕС: «С наскока Америку великой не сделать»
NB!
29.04.17
Солдаты и матросы — против травли Ленина
NB!
29.04.17
«Апрельская война в Нагорном Карабахе поставила Азербайджан в тупик»
NB!
29.04.17
Ватикан чертит новую церковную карту Ближнего Востока
NB!
29.04.17
Евросоюз не будет «бесплатно кормить» Британию после Brexit — Минфин ФРГ
NB!
29.04.17
Киргизские бедняки оплачивают счастье чиновников
NB!
29.04.17
Выборы во Франции: шанс на обновление будет упущен?
NB!
29.04.17
Свалка на Украине примет ядерные отходы. После освоения денег
NB!
29.04.17
Парламентаризм Грузии открыл врата надежды
NB!
29.04.17
Исламофобия помогла Эрдогану выиграть референдум
NB!
29.04.17
Петербургский аэропорт: как собака на сене
NB!
29.04.17
КНДР провела испытание баллистической ракеты
NB!
29.04.17
Выборы президента Франции: «золотой мальчик» против «винтовки»
NB!
29.04.17
В Молдавии День Победы стал “Днем Европы”
NB!
29.04.17
СМИ узнали о содержании «тайного разговора» Путина и Порошенко
NB!
29.04.17
Подземный дворец коммунизма: Станция «Добрынинская Кольцевая»
NB!
28.04.17
Христианство – ответ на неприятные вопросы
NB!
28.04.17
Карабах: факторы сдерживания военной эскалации в исторической ретроспективе
NB!
28.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего — II
NB!
28.04.17
Нагорный Карабах: на троих поговорили, а дальше?