"Руководство России всегда будет с большим подозрением относиться к любым попыткам администрации США наладить взаимоотношения со странами СНГ, минуя Москву, и это всякий раз будет рассматриваться, как попытка нарушить зоны специальных интересов. И наше раздражение этим всегда будет вербализироваться в военно-политических терминах", - заявил 26 марта российский политолог Александр Гольц в ходе видеомоста Москва - Вашингтон на тему: "Новая архитектура безопасности: где в ней место России?", сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Тем не менее, при рациональном подходе двух сторон, зона для сотрудничества представляется огромной. К примеру, страны Центральной Азии, где в полной мере обнаруживают себя такие проблемы, как слабость режимов, чудовищная бедность, необходимость экономического подъёма. России явно не хватит сил развивать эти государства, гарантировать в них стабильность, особенно в условиях финансового кризиса. И здесь нам нужны партнёры", - считает Гольц.

Касаясь вопроса о стремлении Украины и Грузии в НАТО, политолог предложил чётко разграничить военно-политический и непосредственно политический момент в этой ситуации. "В Москве сразу начинают говорить о военной угрозе, и это, на мой взгляд, полная чушь, - полагает он. - Другой вопрос, что существует серьёзная политическая угроза".

Комментируя сотрудничество РФ и США в Афганистане, Гольц заявил: "Совершенно очевидно, что военное участие в проблеме Афганистана для России неприемлемо - для нас это очень болезненный вопрос. Однако возможно большое количество других форм сотрудничества".

В свою очередь, директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин, говоря о закрытии американской военно-воздушной базы в киргизском аэропорту "Манас", выразил мнение, что "у России не было никакого интереса выдавливать американскую базу из Киргизии". "Она не представляла собой никакой угрозы ни для России, ни для центрально-азиатских государств. В непосредственной близости от "Манаса", в Канте, расположена база ВВС России. Две военно-воздушные базы, расположенные на таком незначительном расстоянии, друг против друга использоваться не могут", - считает он.

Гольц, со своей стороны, считает, что "Россия самым активным образом работала с киргизским руководством с тем, чтобы оно, в конце-концов, разорвало договор о базе в "Манасе". "Это секрет Полишинеля, - заявил он. - И этот вопрос представляется в большей степени имеющим отношение к политике как таковой, а не к военной политике". По его словам, Россия таким образом ясно дала понять американским партнёрам, что обо всём, что происходит на территории Центральной Азии, нужно договариваться не с Бишкеком, Ташкентом или каким-либо иным центром, а прежде всего с Москвой.