Бумажные СМИ теряют читателей

Москва, 26 марта 2009, 18:15 — REGNUM  Общий коллапс ежедневной бумажной прессы складывается из нескольких независимых факторов. Как отметил аналитик "Финам" Виктор Галенко, прежде всего, это естественная смена поколений, усугубленная демографическим фактором, при котором уменьшение населения (с точкой отсчета 14-20 лет тому назад) составляет приблизительно (она разная в разные годы) от 10 до 20 процентов.

Сокращение рынка читателей больно ударило по всем изданиям, но первыми жертвами специализированных изданий, безусловно, станет ежедневная спортивная пресса - исключительно как объект, которому внедрение новых технологий нанесло наибольший ущерб.

Кроме общего сокращения размера аудитории, непреодолимое временное отставание "бумаги" от "электронных СМИ" стало вторым главным фактором снижения интереса молодой аудитории к ежедневным газетам.

Третьим фактором стало тотальное снижение цен на нетбуки (упрощённые ноутбуки уменьшенного размера) с доступом в Интернет с ценой от $200, плазменных панелей 42 дюйма с ценой от $650 и "безлимитного" интернет-доступа от $15 в месяц. Для сравнения, ежедневная покупка газеты "Спорт-Экспресс" обойдется в $23 в месяц, а "Советского Спорта" - в $11 соответственно. Таким образом, безлимитный доступ в интернет на год плюс покупка нетбука уже примерно окупают за год вложение читателя всего лишь двух спортивных газет.

Четвертый удар по ежедневной спортивной прессе нанесло спортивное ТВ, которое неожиданно для бумажной прессы начало большое количество трансляций красивых спортивных событий, которые так великолепно смотрятся на больших и дешевых плазменных панелях.

Таким образом, уменьшение московской аудитории (как главной составляющей прибыли спортивных СМИ) происходит с примерной скоростью 12% в год. То есть с 2005 года ежедневная устойчивая спортивная аудитория СМИ в Москве сократилась с 250 000 человек до 150 000, и фактически она разделена между газетами "Советский Спорт" (100 000), "Спорт-Экспресс" (50 000) и "Спорт день за днем" (3000).

В то же время общая дневная посещаемость только российского сегмента спортивного Рунета составляет 1 200 000 человек, а доля "московской аудитории" составляет 612 000 человек, т.е. в 4 раза превосходит совокупный тираж "Советского Спорта" и "Спорт-Экспресса" вместе взятых.

Мало того, стоимость "контакта" рекламодателя с читателем в бумажной прессе исчисляется минимум десятками долларов, а в интернете - максимум несколькими десятками центов.

И прогноз из далекого 2000 г. от PricewaterhouseCoopers (PWC): "Первыми исчезнут журналы. Затем исчезнут газеты, а телевидение изменится до неузнаваемости". То есть аналитики прогнозы давали на прошедшие пять лет очень печальные, но огорчаться не советовали, - планировалось, что всё заменит интернет. В сеть должны были перекочевать газеты, журналы, телеканалы и радиостанции, а вместе с ними - деньги рекламодателей. По прогнозам PWC, свой сайт виделся единственной возможностью бумажной газеты продолжить свое существование после 2005 года.

Как мы видим сейчас, прогноз не сбылся не только на 2005-й, но и на 2009-й год. Увы, тем не менее, неблагоприятный тренд сохраняется и усиливается, и я думаю, что 2010-й будет переломным годом для всех бумажных ежедневных СМИ.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.