В Министерстве промышленности, транспорта и связи Астраханской области 25 марта состоялось общественное обсуждение антикризисной программы, предложенной председателем правительства России Владимиром Путиным. Как сообщили сегодня, 26 марта, корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе губернатора Астраханской области, мероприятие проходило под руководством главы ведомства Юрия Махошвили. В дискуссии также приняли участие заместители министра, представители Государственной Думы Астраханской области и общественной организации "Деловая Россия".

В ходе обсуждения участники встречи заслушали доклады о положении дел. В частности, отмечено, что есть отрасли с резким спадом производства, есть работающие на уровне прошлогодних показателей, есть растущие, например, судостроение.

Руководство области настораживает, что растет число предприятий, испытывающих проблемы с оборотными средствами. В пресс-службе губернатора региона подчеркнули, что причина заключается в финансовых сложностях. Дело в том, что практически все местные банки - это филиалы. Центральные же офисы, где определяются условия и объемы выдачи кредитов, находятся в Москве. Даже если местные отделения готовы дать в долг, то проценты чаще всего превышают даже нормы прибыли, установленные на предприятиях. "Пока кредитов нет, у предприятий нарастают "плохие" долги, - заметил первый заместитель министра промышленности Николай Склеймов. - Это долги по выплате банковских кредитов прошлых лет, по налогам, по зарплатам. Последний вид долгов сейчас доминирует. Он особо опасен, поскольку ведет к непредсказуемым последствиям. К серьезным конфликтам между коллективами и работодателями, например".

О положении в транспортной отрасли сообщил замминистра Владимир Дергунов. По его словам, кризис там стал ощущаться уже в конце 2008 года: стивидорные компании, работающие с грузами внутри Прикаспийского региона, уменьшили объемы перевозок. Ситуация стала улучшаться в начале 2009 года. При сравнении января 2008 и 2009 годов выяснилось, что порты превысили показатель в 157%. В феврале этот показатель составлял 130%. "В отрасли паники нет, - резюмировал Дергунов. - Зарплата выдается вовремя. Сокращение рабочих мест под нашим контролем".

Что касается автомобильных перевозок, то здесь ситуация двоякая. Как отметили в пресс-службе, пассажиров автобусов (и больших, и маршруток) меньше не стало. Упали примерно на 10% объемы у грузовых перевозчиков. Несмотря на кризис, тарифы на перевозки пассажиров (9 рублей в больших автобусах и 11 рублей в маршрутках) не увеличатся.

Итоговые предложения озвучил замминистра Станислав Федулов. Первое из них заключается в том, чтобы государство субсидировало не конкретные судостроительные заводы, а проекты. То есть "облегченные" кредиты смогут получать все, кто задействован в сборке. Вторая идея - выдавать субсидированные государством кредиты не столько судостроительным предприятиям, сколько судовладельцам. Это, как считает Федулов, также будет способствовать большей загруженности всех заводов, задействованных в постройке кораблей. Также замминистра предложил изменить систему оплаты НДС. Сейчас, как известно, он уплачивается сразу после того, как предприятие выполнило какой-либо заказ, еще до перечисления ему денег. В условиях кризиса, по словам Федулова, это становится неприемлемым. Поэтому, убежден он, нужно изменить Налоговый кодекс, чтобы НДС перечислялся после получения реальной, а не на бумаге, прибыли. Четвертое предложение - изменить систему оплаты энергоносителей. Сейчас, как отметили в пресс-службе губернатора, согласно постановлению правительства, предприятия обязаны перечислять авансовые платежи в начале месяца, а до 20 числа оплачивать все потребленное (заранее зная, сколько света и газа понадобится до конца месяца). Причем если завод потратит меньше, чем планировал, его оштрафуют, если больше - тоже оштрафуют.

В завершение, сообщили в пресс-службе, было озвучено еще несколько антикризисных предложений. Например, возобновить действовавший в 1990-х годах закон об инвестиционном налоговом кредите, отмененный за ненадобностью с ростом инвестиционных вложений. Второе - упростить ведение налогового учета на предприятиях, поскольку затраты на сопровождение учетных процедур слишком дороги. Третье - увеличить с 15 до 60 млн рублей порог годового оборота, при котором предприятие имеет право использовать упрощенную систему налогообложения.

Подводя итоги совещания, министр промышленности, транспорта и связи Астраханской области Юрий Махошвили заявил, что все предложения, выработанные в его ведомстве, будут собраны воедино с учетом мнений депутатов Государственной Думы Астраханской области и членов регионального отделения общественной организации "Деловая Россия", которые также принимали участие в обсуждении. Пакет предложений отправится в Министерство экономического развития РФ.