Предложенный Социал-демократической партией Молдавии проект передачи Приднестровья в аренду России на 30 лет имеет значительную электоральную составляющую и представляет собой попытку социал-демократов перетянуть русскоязычный электорат у правящей Партии коммунистов (ПКРМ). Об этом заявил 25 марта в интервью корреспонденту ИА REGNUM председатель Социал-демократического института Молдавии, политолог Богдан Цырдя.

По его мнению, "плюс предложенного проекта заключается в том, что он встряхнул молдавскую элиту, привнес новый подход в процесс приднестровского урегулирования, напоминающий во многом "день сурка".

В то же время Цырдя полагает, что документ готовился в спешке, так как в нем фигурируют понятия, которые "не совсем состыковываются с международным правом". "Вообще, подобное предложение нужно было ввести задолго до выборов или после них, чтобы было время, по крайней мере, объяснить суть, подготовить общественное мнение. Хотя в проекте предусматривается в сущности совместное с Россией управление, эта мысль не была четко развита, что позволило оппонентам зацепиться за термин "концессия", то есть аренда территории, которая тоже фигурирует в документе", - отметил эксперт.

Цырдя напоминает о том, что вечером 24 марта под давлением Запада президент Молдавии Владимир Воронин отказался от ранее обговоренной в ходе встречи с президентом России Дмитрием Медведевым встречи с Игорем Смирновым. "Это поставило ПКРМ в очень уязвимую позицию. В этом контексте, проект социал-демократов ложится в русло борьбы за передел русскоязычного электорального поля с такими партиями, как Партия коммунистов и Центристский союз", - отметил политолог.

Говоря о самом документе, он отметил, что Социал-демократическая партия (СДПМ) "выдвинула не план, как об этом говорят радикальные партии, а проект принципов урегулирования приднестровского конфликта". "Во-первых, проект был выдвинут экспертам, гражданскому обществу, СМИ для обсуждения, внесения предложений, изменений. И только после общественного обсуждения, будет сделано окончательное предложение для международного сообщества и для жителей Молдавии и Приднестровского региона. Во-вторых, проект предусматривает не отказ Молдавии от Приднестровского региона, а передачу под совместное с Россией управление, сроком на 30 лет. Гарантией того, что Россия сдержит свое слово, являются ОБСЕ и Европейский союз, которые будут международными гарантами", - отметил Цырдя.

По его мнению, при составлении данного документа его авторы исходили из ряда предпосылок. "Во-первых, сам народ Приднестровья неоднократно высказывался за объединение с Россией. Во-вторых, главным игроком в разрешении приднестровского конфликта является Россия. В-третьих, после истечения 30 лет, территория переходит под полное управление Молдавии. В-четвертых, проект предусматривает, в отличие от "Плана Козака", полную демилитаризацию Приднестровья, вывод российских военных сил и арсеналов из региона. В-пятых, - переход Приднестровского региона в международное правовое поле. Это означает для граждан Приднестровья возможность свободно работать в Молдавии, России, ЕС, иметь признанные дипломы, учиться и работать за рубежом. Для бизнеса - открывается молдавский, европейский и российские рынки, создается общее экономическое, гуманитарное и, частично, правовое поле. То есть, приднестровцы имеют возможность качественно улучшить свою жизнь. Стабилизация Приднестровского региона увеличит в несколько раз иностранные и российские инвестиции в молдавскую экономику", - заявил эксперт.

По его мнению, экономические и политические выгоды для Молдавии и Приднестровья очевидны. "Это и исчезновение контрабанды, которая убивает нашего производителя, а значит - рабочие места. Это и списание приблизительно $2,140 миллиарда долгов за российский газ, а так же поставка газа и электроэнергии по сниженным ценам для Молдавии и Приднестровья. Это и 100 миллиардов рублей (около $3 миллиардов) инвестиций в экономику Молдавии и столько же - в Левобережье. Это совместные молдавско-российские проекты в области производства и экспорта электроэнергии, строительство дорог, путей сообщения. То есть, возможность экономического возрождения страны, выхода из нищеты. Это и гарантии для молдавских рабочих в России, и режим свободной торговли для молдавских товаров", - подчеркнул Цырдя.

Эксперт видит в этом проекте и ряд выгод для России: "Первое: Молдавия сохраняет нейтралитет, не вступает в НАТО, сотрудничает в рамках СНГ. Второе: Россия создает себе образ миротворца, объединителя. Третье: Россия сохраняет свою собственность. Четвертое: Россия участвует с Молдавией в энергетических, экономических, инфраструктурных проектах, в том числе с использованием потенциала Приднестровья. Наконец, пятое: Россия стабилизирует свои юго-восточные рубежи".

Цырдя признает, что в проекте есть и радикальные элементы, которые могут не понравиться политической элите Приднестровья. "Речь идет о роспуске органов власти Приднестровья, о выводе российских войск и о ряде других моментов. В то же время, многие радикальные партии в Молдавии отреагировали очень жестко, назвав проект предательством национальных интересов, арендой граждан и так далее", - отметил политолог.

"Ясно одно: проект социал-демократов не идеален, он имеет как плюсы, так и много минусов. Но так же ясно другое: нужно что-то менять в подходах к разрешению приднестровского конфликта. Многие молдавские партии ничего не предлагают или говорят о переговорах, которые длятся уже 18 лет, и конца им нет. А это консервирует бедность, территориальное раздробление, отсталость Молдавии и Приднестровья", - подвел итог Богдан Цырдя.

Как сообщало ИА REGNUM, Социал-демократическая партия Молдавии (СДПМ) выступила с предложением передать Приднестровье в аренду России сроком на 30 лет. Об этом 20 марта на пресс-конференции в Кишиневе заявил лидер СДПМ Дмитрий Брагиш. По мнению социал-демократов, Молдавии и России при посредничестве Украины, ЕС и ОБСЕ следует подписать соответствующий договор о передаче Приднестровья в концессию. СДПМ считает, что само Приднестровье в переговорах участвовать не должно. Кроме того, по словам Брагиша, данный вариант решения вопроса приведет к списанию всех долгов перед Россией, установлению льготной цены на газ, а также предоставлению со стороны РФ финансовой помощи в размере 100 млрд. рублей. Предлагаемый документ также предусматривает гарантии безвизового режима между Молдавией и Россией на весь срок действия концессии, снятие ограничений на трудовую деятельность молдавских граждан в России, социальную защиту и медицинскую помощь гражданам Молдавии в России.