Законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", дающий возможность скорректировать федеральный бюджет на 2009 год в связи с изменением цен на энергоносители и мировым финансово-экономическим кризисом Государственная дума РФ приняла в первом чтении в ходе заседания 25 марта. Как передает корреспондент ИА REGNUM, заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко отметила, что с учетом прогнозируемого в 2009-2011 годах дефицита федерального бюджета потребуется создание правовых оснований для внесения изменений в закон о бюджете на 2009 и на период 2010-2011 гг.

Согласно поправкам, при снижении ожидаемых доходов бюджета за исключением нефтегазовых доходов и доходов от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более, чем на 15%, правительство РФ получает право обратиться в Госдуму с тем, чтобы считать действующий бюджет недействительным. Внесение поправок - длительный процесс, сказала Нестеренко, и принятие оперативных решений затянется. Отвечая на вопрос депутата Госдумы Бориса Кашина (КПРФ), замминистра финансов отметила, что до внесения следующего проекта бюджета правительство будет искать выход из ситуации самостоятельно. То есть, без утверждения изменений в парламенте. "На один год (2009 год - ИА REGNUM) такое право дается правительству", - сказала она.

Документом приостанавливается до 1 января 2013 года действие норм Бюджетного кодекса, ограничивающих размер дефицита федерального бюджета 1% ВВП (из расчетов следует, что дефицит бюджета составит 8% ВВП), ненефтегазового дефицита бюджета - 4,7% ВВП.

Законопроектом также предлагается приостановить до 1 января 2013 года действие пункта, который устанавливает, что средства Резервного фонда могут использоваться только для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов. Таким образом, средства Резервного фонда в 2010-2012 годах, также как и в 2009 году, могут использоваться для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в объемах, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете.

Кроме того поправки дают возможность изменения бюджетных показателей только на текущий финансовый год. Так законопроектом предусматривается, что в случае сокращения в текущем финансовом году ненефтегазовых доходов бюджета более чем на 15% по сравнению с утвержденным объемом доходов изменения могут быть внесены только в показатели текущего финансового года, без изменения параметров планового периода. В пояснительной записке к законопроекту приводится данные Минэкономразвития, по оценкам которого в 2009 году сокращение ненефтегазовых доходов в результате уточнения прогноза относительно уровня, утвержденного в бюджете.

Поправки в Бюджетный кодекс затронут также трансферты. В 2009-2012 годах планируется снять существующее ограничение по предоставлению трансфертов из региональных бюджетов местным бюджетам, сказала Нестеренко. Таким образам местные бюджеты могут получать дотации в большем объеме.

Также предусматривается возможность возврата в федеральный бюджет субсидий, предоставленных в виде имущественного взноса Российской Федерации государственным корпорациям "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" ("Фонд ЖКХ" и "Российская корпорация нанотехнологий" ("Роснано"). Сейчас эти две госкорпорации имеют свободные финансовые ресурсы, которые в соответствии с законодательством размещаются в том числе на депозитах, сказала Нестеренко.

Кроме того, поправками в Бюджетный кодекс отмечается, что обязанность по уплате таможенных платежей может быть исполнена исключительно в рублях. Принятие законопроекта позволит мобилизовать в федеральный бюджет более 100 млрд рублей, находящихся в настоящее время на счетах по учету таможенных и иных платежей от участников внешнеэкономической деятельности, отмечают в правительстве РФ.

Второе и третье чтение законопроекта намечено на 27 марта.