Эксперт: Тандем Украина-Европа может существенно осложнить энергодиалог России и ЕС

Киев, 25 Марта 2009, 02:44 — REGNUM  

На прошедшей 23 марта в Брюсселе конференции, посвящённой вопросам модернизации украинской ГТС, Украина и ЕС подписали соглашение о модернизации украинской газотранспортной системы без учета интересов России и ее участия. Российская делегация в знак протеста против игнорирования интересов Москвы покинула конференцию. Сложившуюся ситуацию прокомментировал 24 марта ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

Соглашение между Европейским союзом и Украиной также подписали Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития и Всемирный банк. Одним из следствий этого соглашения может стать то, что Украине будет выделен кредит в $2, 5 млрд на модернизацию газотранспортной системы под достаточно низкий процент. Естественно, Россия прореагировала на это весьма негативно, потому что для неё это чревато сразу несколькими видами рисков. Первое: Россия практически теряет шансы в той или иной мере приватизировать газотранспортную систему Украины, что является давней целью Москвы, поставленной ещё в начале текущего десятилетия. Это нужно не только для того, чтобы, как считают западные и некоторые украинские эксперты, расширять "газовый империализм", но и просто гарантировать стабильность поставок газа в Европу и надёжность инвестиций в модернизацию украинской ГТС.

Второе, что беспокоит Москву - это то, что Россия по факту была исключена из всех дискуссий, и её позиция нигде не учитывается. То, что вопрос увеличения транзита газа через Украину не был согласован с Россией - это просто анекдот, так как сразу же возникает вопрос: а чей газ будет транспортировать Украина? Надежда на то, что когда-нибудь в светлом будущем Россия разрешит независимый транзит газа из Средней Азии через свою территорию третьим поставщикам на Украину - это полная утопия. Создаётся ситуация, когда Украина и Европейский союз начинают в каком-то смысле вытеснять Россию из решения важных газовых вопросов и вести энергополитику вне координации с Москвой, что абсурдно.

В-третьих, то, что Украина и ЕС сближаются таким образом, это не очень хороший сигнал, потому что веры в то, что украинский транзит станет прозрачным и безопасным, практически нет. Создаются рамочные условия, при которых Украина и ЕС в этом радужном энергетическом тандеме смогут отвергать любые претензии Москвы, потому что этот альянс, как бы ни складывалась ситуация, вынудит европейцев в любом случае становиться на сторону Украины, что сильно тревожит Россию. Несмотря на то, что в соглашении предусматриваются меры для того, чтобы увеличить контроль над транзитом газа в ЕС, в частности, для создания новых газоизмерительных станций, это не сильно успокаивает Москву.

Что касается Украины, то для неё ситуация выглядит тоже неоднозначно. Да, есть договорённость о выделении со стороны трёх международных банков кредита в $2,5 млрд. Есть определённая договорённость, закреплённая в меморандуме, о том, что деятельность компании, которая будет модернизировать ГТС, должна быть максимально прозрачной. Но по опыту выдачи всех крупных кредитов на постсоветском пространстве, в целом, понятно, что здесь могут возникнуть большие сложности. Та сумма, которую предоставляют эти банки, действительно представляется заниженной. Придётся откуда-то брать остальные средства. Скорее всего, это будет, так или иначе, оплачивать Россия, возможно, через шантаж со стороны Киева. Также возникает множество технических вопросов о том, кто, как и по какой схеме будет модернизировать украинскую ГТС.

Неоднозначность присутствует в данной ситуации и с точки зрения Европейского союза. Видимо, деньги в той или иной мере будут выделены, хотя уже сейчас речь идёт о меньшей сумме, чем раньше - 2,5 млрд долларов вместо 2,5 млрд евро. В проекте нет частных инвесторов, что является определённой характеристикой этого проекта - он не является чисто экономическим и несёт в себе большую долю европейского политического заряда. Заявление Тимошенко, согласно которым частные инвесторы с пониманием отнеслись к её доводам о том, что "Северный" и "Южный" потоки теперь не нужны - это выдача желаемого за действительное. В частных беседах с европейскими экспертами тема ненадёжности украинской ГТС является общим местом. Есть другая опасность - энергетический тандем Украина-Европа может существенно усложнить российско-европейский энергетический диалог. Однако тут многое будет зависеть от того, как станет развиваться ситуация в самой Европе. Здесь можно говорить о нескольких уровнях принятия решений - есть сама Еврокомиссия, есть Евросоюз как некое единое пространство, характеризуемое словом "евробюрократия", есть национальные государства и есть крупный бизнес. В результате того, что все вопросы, связанные с энергодиалогом, приходят в связи с заключённым соглашением в некое изменение, ЕС, Украина и Россия вступают в зону турбулентности отношений. В данном случае, можно согласиться с российской стороной, что подписанное соглашение создаёт довольно существенные риски. Прежде всего, речь идёт о возможности серьёзного обострения отношений с Украиной. Украина должна как-то оплачивать европейский кредит, и делать это придётся, скорее всего, за счёт поднятия транзитных ставок. Естественно, ни к чему хорошему в отношениях между нашими странами это не приведёт - мы ссоримся и по более пустячным вещам. Если говорить об отношениях России и Евросоюза, то проблемы возникают и здесь. Москва справедливо недовольна тем, что её, во-первых, фактически исключили из диалога, и, во-вторых, было принято решение, которое полностью игнорирует российские интересы в данной сфере. Наконец, создаётся ситуация взаимного недоверия сторон, попыток очередных манёвров всех трёх игроков для того, чтобы максимизировать свои выгоды и подорвать позиции других. Маловероятно, чтобы это привело к серьёзному конфликту, но в существующей обстановке это нелогичный шаг.

Пожалуй, единственным позитивом на этом фоне выглядит импликация закона Ломоносова-Лавуазье к энергетической геополитике. Если ЕС будет поощрять три банка на выдачу кредитов для модернизации ГТС, у него останется меньше денег на другие проекты. Это значит, что проект NABUCCO, который по настоянию восточноевропейских стран вернули в число приоритетных проектов ЕС, в перспективе получит гораздо меньшую практическую поддержку. Соответственно, снижается перспектива его реализации, что не может не радовать Россию.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Оргкомитет может перенести конкурс «Евровидение 2017» в Россию
NB!
04.12.16
WP: Дональд Трамп — плохой дипломат
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»
NB!
04.12.16
Горькое вино мудрости Омара Хайяма
NB!
03.12.16
Иран может «заморозить» соглашение по атому из-за санкций США
NB!
03.12.16
Переобувание Додона: зачем глава Молдавии отказывается от «пророссийскости»
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1
NB!
03.12.16
Новый президент Австрии может признать Крым российским
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Калужские следователи раскрыли тайну разбившегося бомбардировщика
NB!
03.12.16
Прорвется ли «Турецкий поток» в Европу
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея