Перестрелки По сообщению бакинской "525-й газеты", подразделения вооруженных сил Армении 11 марта с позиций, расположенных на безымянных высотах Бердского района и на территории села Паравакар Иджеванского района Армении, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу противоположные позиции ВС Азербайджана, расположенные на территории села Коханаби, Агбулаг Товузского района и села Кохне Гышлаг Агстафинского района Азербайджана. Согласно газете, в тот же день инцидент произошел и на линии соприкосновения азербайджанских и карабахских ВС. По сообщению "525", азербайджанские посты были обстреляны близ безымянных высот Физулинского района, а 12 марта - близ села Кенгерли Агдамского района. "Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет", сообщает газета.

В свою очередь, армянские СМИ сообщают о нарушении режима прекращения огня уже азербайджанской стороной. Согласно "Де-факто", в ночь с 10 на 11 марта и в течение дня были зафиксированы случаи нарушения перемирия на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Агентство со ссылкой на пресс-службу Минобороны НКР сообщает, что противник обстрелял из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок передовые позиции Армии обороны НКР в направлении населенных пунктов Горадиз, Ляла-Илагли, Карвенд, Корган, Ашаг Вейсали, Юсифджанлу, Куропаткино, Ярмджа, Мехдили, Джраберд, Левонарх и Кармираван. "В результате ответных действий карабахских войск противник прекратил обстрелы. Потерь с карабахской стороны нет".

По сообщению газеты "Айоц ашхар", в ночь с 12 на 13 марта азербайджанская сторона вновь нарушила режим прекращения огня на юго-восточном направлении линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. В результате снайперским огнем был убит находящийся на боевом дежурстве военнослужащий Армии обороны НКР. Газета особо отмечает, что инцидент произошел на следующий день после мониторинга линии соприкосновения вооруженных сил Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджана, проведенного офисом Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика в том же районе. 12-го марта, пишет газета, около 15.30 выстрелом, произведенным с азербайджанского поста "Одун-даг", был ранен житель села Коти Генрик А.

Day.Az, со ссылкой на пресс-службу Минобороны Азербайджана сообщает, что подразделения армянских вооруженных сил 16 марта в различные часы с позиций, расположенных на безымянных высотах Ходжавендского района и близ сел Горган и Ашагы Абдулрахманлы Физулинского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. Согласно тому же источнику, Вооруженные силы Армении, дислоцированные близ села Чинарлы Бердского района Армении, 17 марта периодически обстреливали позиции азербайджанских войск, расположенные на территории села Коханаби Товузского района Азербайджана. Согласно агентству, ответным огнем обстрел противника был подавлен, потерь нет.

В ночь с 17 на 18 марта и в течение дня на ряде участков линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вновь были зарегистрированы случаи нарушения режима прекращения огня. Как сообщили ИА REGNUMв пресс-службе министерства обороны НКР, азербайджанская сторона обстреляла позиции Армии обороны НКР из мелкокалиберного стрелкового оружия и снайперских винтовок в направлении сел Мехдили, Горадиз, Ашаги Вейсали, Куропаткино, Юсуфджанлу, Марзили, Шхлар, Кармираван и Джраберд. "После ответных действий передовых подразделений Армии обороны НКР противник прекратил огонь ", - сообщили в пресс-службе минобороны НКР.

Равновесие сил на линии соприкосновения ВС Армении, НКР и Азербайджана удерживается благодаря качеству армянской армии. Об этом, сообщает "АрмИнфо", заявил министр обороны Армении Сейран Оганян 10-го марта на встрече со студентами и профессорско-преподавательским составом Государственного инженерного университета Армении. Министр напомнил, что в настоящее время действует режим перемирия, причем глава оборонного ведомства подчеркнул, что карабахский конфликт уникален в том смысле, что перемирие поддерживается без вмешательства третьих сил. "Это лучший вариант, при котором мы можем продемонстрировать равновесие сил",- заметил министр. По его словам, численности азербайджанской армии противопоставляется качество армянской - высокий профессиональный уровень подготовленности, боевой дух и качество инженерных построек. В то же время Оганян признал, что в некоторых вопросах информационного и пропагандистского характера армянская сторона отстает. По его словам, в настоящее время проводится серьезная работа, призванная быстрыми темпами восполнить пробел.

Мониторинг

11 марта, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана вблизи населенного пункта Горадиз. С позиций Армии обороны НКР наблюдение вели полевые помощники Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ Иржи Аберле (Чехия) и Владимир Чунтулов (Болгария). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня в ходе мониторинга не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства иностранных дел и министерства обороны НКР, сообщили в пресс-службе МИД НКР("Лрагир").

Пленные

Сотрудники азербайджанской делегации Международного Комитета Красного Креста 12 марта посетили троих армянских солдат, попавших в азербайджанский плен в ночь с 27 на 28 февраля. Об этом "АПА" сообщила пресс-секретарь представительства МККК Гюльназ Гулиева. По ее словам, сотрудники комитета провели мониторинг условий содержания пленных, побеседовали с каждым пленным по отдельности. Что касается переговоров о возвращении пленных, то Гулиева заявила, что подобная работа ведется со стороны МККК конфиденциально. АрмИнфо напоминает, что в азербайджанском плену находятся трое армянских солдат: Грант Маркосян, Алик Тевосян и Артур Саркисян.

Паруйр Степанян, который, по словам бакинской "525-й газеты", "сдался в плен в мае прошлого года в знак протеста против самоуправства и насилия в армянской армии", покинул Азербайджан. Об этом сообщил Trend News секретарь Госкомиссии по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести Шаин Саилов. По его словам, по условиям международных правовых норм, третья страна, в которую отправлен армянский заложник, не называется. По его словам, солдат армянской армии Степанян отказался от гражданства Армении и официально заявил об этом. "Он пожелал получить убежище в третьей стране. Такое же желание изъявили и перешедшие добровольно на азербайджанскую сторону трое армянских солдат", - сказал Саилов. По его словам, пока невозможно сказать что-либо конкретное об их направлении в третью страну. Этот процесс затянется, сказал Саилов.

Переговорный процесс

Помощник заместителя госсекретаря США, сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза отметил прогресс во взаимоотношениях между президентами Азербайджана и Армении. "Считаю, что после проведенных в ноябре прошлого года и в январе встреч между президентами Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном, прогресс есть", - сказал он. "Это мое ощущение, которое я вынес из этих бесед и встреч",- подчеркнул Брайза. "Есть определенные разногласия по поводу новых вызовов. Стороны не смогли прийти по данным вопросам к единому знаменателю, но все же прогресс есть", - отметил американский дипломат. Брайза подчеркнул, что сопредседатели работают и уже достигнута принципиальная договоренность о новой встрече Алиева и Саргсяна. (Trend News).

Есть шанс, что очередная встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна состоится в Праге в рамках участия в саммите ЕС, сказал "525-й газете" замминистра ИД Азербайджана, личный представитель президента Азербайджана по нагорно-карабахскому конфликту Араз Азимов. Ранее российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков сообщил журналистам, что в ближайшие два месяца состоится встреча между президентами Азербайджана и Армении. С таким заявлением он выступил в Баку на пресс-конференции по итогам визита в регион. "Целью нашего визита в регион являлась организация следующей встречи президентов и в принципе эта цель достигнута", - сказал Мерзляков, выразив от имени сопредседателей удовлетворение тем, что оба президента поддержали данную идею. Как отмечает "525", саммит ЕС, посвященный программе "Восточное партнерство", намечен на 7 мая в столице Чехии.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ планируют посетить регион перед предстоящей встречей президентов Азербайджана и Армении. Об этом сообщил "АПА" сопредседатель Минской группы ОБСЕ от Франции Бернар Фасье. По его словам, точная дата приезда посредников в регион пока неизвестна, поскольку сопредседателям еще предстоит согласовать этот визит.

Взгляды на процесс урегулирования

Карабахский конфликт будет урегулирован не скоро. Об этом, передает корреспондент ИА REGNUM, на пресс-конференции заявил политолог Ерванд Бозоян, отметив, что затягивание разрешения карабахского вопроса имеет свои объективные причины. В числе этих причин он назвал разность подходов сторон конфликта к процессу урегулирования. "Международная практика показала, что подобные территориальные конфликты не решаются быстро", - отметил Бозоян, подчеркнув, что данный конфликт относится к типу трудно разрешимых. Отвечая на вопрос журналистов о том, какие ожидания у него есть от предстоящего визита сопредседателей МГ ОБСЕ, Бозоян заявил, что существенных шагов не последует, так как это долгий процесс. "Посредники всегда определяются в пользу сильных", - заявил политолог, полагая, что исход решения будет зависеть от того, кто победит в "холодной войне". "Определяющим в данном деле является то, какую роль будут в дальнейшем играть в регионе Армения и Азербайджан", - заметил Бозоян, обратив внимание СМИ на постоянную смену позиций сопредседателей МГ ОБСЕ: то берется проазербайджанский курс, то проармянский. В свою очередь, глава общественной организации "Академия политических исследований", политолог, заведующий кафедрой теоретической философии и логики ЕГУ Александр Манасян не согласился с позицией оппонента об объективном характере затягивания переговорного процесса. "Сверхдержавы-посредники затягивают вопрос урегулирования карабахского конфликта, чтобы уловить выгодный момент и разрешить вопрос в свою пользу", - полагает Манасян. Вторая причина затягивания процесса урегулирования, по мнению политолога, заключается в стремлении "изменить образ конфликта", в результате чего многие реалии, которые были неприемлемы для старшего поколения, будут приемлемы для молодого поколения. По мнению политолога, заявления сопредседателей МГ ОБСЕ о нейтральной позиции не соответствуют истине. "Сопредседатели Минской группы рассматривают вопрос урегулирования конфликта в рамках принципа территориальной целостности и принципа самоопределения наций, что вводит разрешение проблемы в тупик. Эти два принципа противоречат друг другу", - утверждает политолог, констатировав тем самым, что это отнюдь не нейтральная позиция.

"Парламентская ассамблея ОБСЕ, наряду с Минской группой, всегда поддерживала усилия, направленные на мирные переговоры и сбалансированное урегулирование нагорно-карабахского конфликта", - заявил председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Жоао Соареш. Об этом АрмИнфо сообщил пресс- секретарь ПА ОБСЕ Клас Бергман. "Мы также подтвердили, что не существует военного решения конфликта. Единственный способ урегулирования этого вопроса - политический путь при всестороннем участии обеих стран", - заявил Соареш. По его словам, ПА ОБСЕ организовала ряд встреч между парламентскими делегациями Армении и Азербайджана. Эти встречи, наряду с участием в сессиях ПА, являются важными шагами для укрепления диалога и взаимодействия двух стран, а также сохранения открытыми всех каналов общения. "Армения и Азербайджан находятся в одном геополитическом пространстве, и обе стороны во многом выиграют от экономического сотрудничества. Эти перемены станут основой для дальнейшего укрепления экономических связей в регионе, включая и Нагорный Карабах", - заявил председатель ПА ОБСЕ, добавив, что программа ЕС "Восточное партнерство" также может сыграть важную роль и содействовать примирению между различными группами населения. "В связи с этим мы поддерживаем и впредь будем поддерживать все инициативы и миссии ОБСЕ, проводимые в регионе. Недавно спецпредставитель ПА ОБСЕ по Нагорному Карабаху Горан Леннмаркер был в Армении и Азербайджане, где провел переговоры с руководством обеих стран. Он подчеркнул важность предоставления беженцам и внутренне перемещенным лицам возможности вернуться и в то же время подчеркнул необходимость обеспечения восстановления пострадавших районов. Парламентская ассамблея ОБСЕ внимательно следит за переговорами между Арменией и Азербайджаном, и полагает, что существует реальный шанс для достижения мира. Этой возможностью необходимо воспользоваться", - подчеркнул Соареш, отметив, что эскалации конфликта следует избегать любой ценой. Международное сообщество должно способствовать мирному урегулированию этого конфликта. В этом смысле решающая роль отводится ОБСЕ. Тем не менее, основная ответственность по-прежнему лежит на Армении и Азербайджане. Мы все осознаем, что в переговорах стороны должны стремиться к достижению компромисса по общим принципам. Это именно то, чего мы ожидаем от руководств обеих государств", - резюмировал Жоао Суареш.

"Иран готов оказать посильную помощь в урегулировании карабахского конфликта", сказал в Ереване министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки в ходе совместной пресс-конференции с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном, сообщает газета "168 Жам". "Иран всегда выражал готовность оказать помощь в разрешении карабахского конфликта, и надеюсь, что мы сможем содействовать установлению стабильности и спокойствия", сказал Моттаки. Он сравнил процесс урегулирования карабахского конфликта с построением здания, в котором фундамент закладывается постепенно. Моттаки сообщил, что во время встречи с главой МИД Армении была обсуждена и карабахская проблема, и Налбандян проинформировал о новых подходах армянской стороны. Моттаки напомнил, что два дня назад в Иране завершился саммит Организации экономического сотрудничества, в рамках которого он провел двусторонние переговоры с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. "По итогам саммита был принят документ, в одном из пунктов которого указано, что все конфликты в регионе должны решаться мирными средствами и путем переговоров. Документ подписали все страны-участницы саммита, в котором принимал участие и Азербайджан", сказал глава МИД Ирана.

В Баку и Ереване прекрасно понимают, что решение карабахского конфликта на двусторонней основе невозможно, в этом особенность нагорно-карабахского конфликта. Подобное мнение выразил директор политических программ совета по внешней и оборонной политике, экс-замглавы МИД РФ Андрей Федоров. "Не случайно уже сейчас идут разговоры о том, что Азербайджан должен в перспективе сблизиться с НАТО до стадии "активного партнерства", а США вместе с альянсом должны гарантировать безопасность поставки углеводородов из Каспийского региона в Европу", сообщила газета "Коммерсант". С другой стороны, по его словам, состояние затянувшейся неизвестности серьезно сказывается как на внутриполитической обстановке в каждой из стран, так и на стабильности в регионе в целом. В этом контексте Федоров указал на то, что целое поколение в Азербайджане и Армении выросло под психологическим гнетом карабахской проблемы. Именно вокруг нее строится значительная часть избирательных компаний в этих странах, повышают свои рейтинги политики", пояснил он. Отметив участие России в процессе урегулирования в рамках Минской группы ОБСЕ, Федоров отметил, что оно остается малоэффективным, хотя решает проблему временной стабильности, поскольку "переговорный процесс представляет собой механизм, который исключает какие-либо резкие действия с той или иной стороны. Однако, до тех пор, пока есть шанс на завершение этого процесса, даже в самой отдаленной перспективе, сохраняется и надежда на то, что конфликт не вернется в горячую фазу", отметил он. "Для России это принципиально важно, потому что любое военное противостояние между Азербайджаном и Арменией стало бы для нее тяжелейшим политическим испытанием по вполне понятным причинам", -резюмировал Фролов.

Баку проводит политику провоцирования новой войны, хотя еще не зарубцевались раны развязанной им же ранее войны. Об этом заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян, выступая 11 марта в Академии международной дипломатии Франции на тему "Южный Кавказ: реалии и перспективы". Как сообщает АрмИнфо, коснувшись урегулирования нагорно-карабахского конфликта, министр обратил внимание на милитаристскую и неконструктивную политику Азербайджана. По его словам, Баку проводит политику провоцирования новой войны, хотя еще не зарубцевались раны развязанной им же ранее войны. Глава МИД отметил, что азербайджанская сторона распространила в ООН документы, которые не только отрицательно влияют на переговорный процесс, но и посредством этого делается попытка оправдать возможное применение силы.

Как может быть решен карабахский конфликт?

Карабахский конфликт может быть решен только и только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Как передает Day.Az, об этом министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил в ходе совместного брифинга с главой МИД России Сергеем Лавровым по итогам их двусторонней встречи. По словам главы внешнеполитического ведомства Азербайджана, российская сторона выразила свою заинтересованность в скорейшем мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

В последнее время тема участия или неучастия Нагорного Карабаха в переговорном процессе все чаще обсуждается в средствах массовой информации сторон карабахского конфликта. Вопрос этот весьма актуален, однако само его решение имеет для каждой из сторон разное значение, как и в целом для перспектив урегулирования азербайджано-карабахского противостояния. Разумеется, Азербайджан, усилиями которого Нагорный Карабах вот уже более десяти лет практически отстранен от переговорного процесса, очень заинтересован в сохранении этой ситуации. Такое положение позволяет Баку и далее искажать суть конфликта, представляя его как противостояние между Арменией и Азербайджаном, в отношении которого якобы совершена военная агрессия с целью захвата территорий. Между тем, конфликт возник и продолжается между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, и статус Нагорного Карабаха как полноправной его стороны юридически закреплен в официальных документах как ОБСЕ, так и других международных структур. Настаивая на своем возвращении в процесс переговоров, власти НКР, защищая свои позиции, вполне справедливо апеллируют к решениям Будапештского саммита ОБСЕ декабря 1994 года, в которых речь идет о трех сторонах конфликта - Нагорном Карабахе, Азербайджане и Армении. И надо сказать, единственным успехом в процессе переговоров и единственным действующим соглашением по сей день остается Бишкекский договор мая 1994 года, который был подписан как раз-таки тремя сторонами, включая НКР. Надо отметить также, что до исключения Нагорного Карабаха из трехстороннего формата переговоров проекты предполагаемого урегулирования конфликта предлагались на рассмотрение именно трем, а не двум сторонам. Нагорно-Карабахская Республика - это состоявшееся государство, игнорировать которое нельзя. Оно способно и готово внести свой вклад в разрешение конфликта и нести свою долю ответственности за судьбу урегулирования. И потому немедленное включение Нагорного Карабаха в переговорный процесс должно стать для посредников императивом дня. Каждого дня, когда они занимаются карабахским конфликтом. ("Азат Арцах").

В рамках нового проекта "Демократизация Нагорного Карабаха как залог признания НКР" в дискуссионном клубе неправительственной организации "Хельсинкская инициатива-92" состоялась встреча с председателем Национального Собрания НКР Ашотом Гуляном на тему "Развитие законодательной системы НКР как основа демократического общества и будущего признания НКР". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, спикер представил в общих чертах деятельность парламента, отметив, что законодательный пакет в целом отражает процессы, происходящие в общественной системе НКР. По его словам, законодательство республики полностью соответствует международным стандартам. "С момента провозглашения независимости НКР мы старались предпринять такие шаги, которые не вызвали бы сомнения у международного сообщества", - отметил Ашот Гулян. Касаясь процесса урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, спикер сказал: "Не должно вызывать сомнения то, что независимость Нагорного Карабаха будет признана, несмотря на сегодняшние трудности". По его словам, имеются все возможности для решения проблемы на основе прав человека. Говоря о формате переговоров по карабахскому урегулированию, спикер заметил, что пока у Азербайджана нет желания говорить с Нагорным Карабахом, любой формат окажется недейственным. Ашот Гулян отметил роль парламентской дипломатии в урегулировании карабахского конфликта, сообщив, что в рамках деятельности законодательного органа НКР 4-го созыва были организованы парламентские слушания по карабахской проблеме. При этом он выделил роль комиссии по межпарламентскому сотрудничеству НКР и Армении.

Создание так называемого правительства Нагорного Карабаха в изгнании может стать еще одним шагом на пути к решению армяно- азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. С таким заявлением в беседе с бакинской газетой "Эхо" выступил азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу, комментируя муссируемую в последнее время идею создания так называемого правительства Нагорного Карабаха в изгнании. По словам политолога, появление такой структуры в очередной раз продемонстрирует, что у азербайджанского руководства существует четкая концепция поэтапного решения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта и возвращения оккупированных территорий под юрисдикцию азербайджанской стороны. "Очевидно, что создание властей Нагорного Карабаха в изгнании - это часть этой самой концепции, которая может стать еще одним шагом на пути к решению армяно-азербайджанского конфликта", - сказал "Эхо" Ахмедоглу. В этой связи, как напомнил политолог, в феврале сопредседатели Минской группы ОБСЕ дважды посещали оккупированные территории Азербайджана - Нагорный Карабах, Баку и Ереван. "Было бы не плохо, если бы при каждом посещении нашей страны посредники переговорного процесса встречались еще с представителями азербайджанской общины Нагорного Карабаха или с этими самыми властями в изгнании", - посоветовал в заключение Ахмедоглу. Как отмечает газета, слухи о появлении так называемого правительства Нагорного Карабаха в изгнании появились на фоне заявлений американского и французского сопредседателей МГ ОБСЕ Мэтью Брайзы и Бернара Фасье. В частности, Брайза заявил о том, что вопрос возвращения беженцев всегда является одним из главных вопросов при урегулировании любого конфликта, в том числе и нагорно-карабахского. А Бернар Фасье заявил в Баку, что "когда мы говорим о необходимости участия в переговорах карабахской стороны, то имеем в виду не только проживающих в настоящее время в Нагорном Карабахе армян, но и ранее проживавших там азербайджанцев". "Обе общины должны участвовать в этих переговорах, так как речь идет об условиях их совместной жизни в Нагорном Карабахе в будущем", - подытожил Фасье. В свою очередь, как заявил в беседе с "Эхо" депутат Милли меджлиса Айдын Мирзазаде, комментируя возможность создания так называемого правительства Нагорного Карабаха в изгнании, "об этом не может быть речи". По его словам, в настоящее время азербайджанское правительство продолжает переговоры с Арменией об освобождении оккупированных территорий. "Нагорный Карабах - это один из регионов Азербайджана, его неотъемлемая часть. А Азербайджан, как известно, унитарное государство, и у нас нет провинциальных правительств, нет автономных областей. Есть центральная власть. В этой связи создавать правительство в изгнании, значит, признавать обособленность Нагорного Карабаха, как и де-факто его независимость", - предупредил Мирзазаде. Совсем другой разговор, по его словам, когда во время переговоров с Арменией может быть достигнуто соглашение о предоставлении Нагорному Карабаху статуса высокой автономии. "Речь идет о такой автономии, которая существует в мире и не противоречит интересам Азербайджана", - подчеркнул Мирзазаде, добавив, что на данном этапе эта идея не обсуждается и не может обсуждаться. "Сегодня на оккупированных территориях Азербайджана нет правительства армян, проживающих на территории Нагорного Карабаха. Там действуют оккупационные власти Армении. Это подтверждает тот факт, что на посты так называемых министров и т.д. посылают граждан Армении из Еревана", - напомнил Мирзазаде.

Сеть гражданского общества "Беженцы и международное право" выступила с заявлением, в котором выражает свою озабоченность подходами, озвученными на текущем этапе процесса урегулирования проблемы Нагорного Карабаха сопредседателями Минской группы ОБСЕ, властями Азербайджана, а также позицией руководящих кругов Республики Армения и Арцаха. "В рамках своего последнего визита в регион сопредседатели Минской группы вновь исказили суть проблемы беженцев, представив ее исключительно в контексте возвращения азербайджанцев в места их былого проживания на ныне государственной территории Нагорно-Карабахской Республики, посредники даже не вспомнили о необходимости защиты прав и интересов полумиллиона беженцев-армян из Азербайджана. Мы напоминаем всем участникам переговорного процесса, что в целом число зарегистрированных в Азербайджане беженцев, согласно официальной статистике этой страны, составляет лишь 8 тысяч человек, а значительная часть из них - не азербайджанцы. Сопредседатели "реанимировали" также мертворожденную идею, согласно которой участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе будет возможно только при условии полноценного участия общественной организации, именуемой "Азербайджанской общиной НК". Из логики предложений сопредседателей следует, что в места своего былого проживания, находящиеся ныне на территории НКР, должны вернуться все покинувшие их азербайджанцы, а в качестве азербайджанской общины НК будут рассматриваться только те азербайджанцы, которые проживали на территории бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области (НКАО). И ни слова о правах коренного армянского населения Северного Арцаха, или хотя бы о необходимости обеспечения права на возвращение к родным очагам десятков тысяч армян-жителей ставших частью НКР, однако ныне оккупированных Азербайджаном Шаумянского района и Геташенского подрайона. Знаменательно, что когда министра иностранных дел Армении спрашивают о судьбе беженцев-армян из Азербайджана, он избегает ответа, оправдывая свое поведение необходимостью соблюдения конфиденциальности о деталях переговоров. Мы утверждаем, что проблема защиты прав беженцев-армян из Азербайджана должна приобрести особую важность для официальных лиц Армении и НКР, так или иначе соприкасающихся с переговорным процессом. Мы требуем также, чтобы подробности переговоров, касающиеся этой проблемы, были полностью рассекречены и доступны общественности, что позволит пресечь возможность осуществления какой-либо темной сделки ценой попрания интересов полумиллиона наших соотечественников", говорится в заявлении беженцев. (ARMENIA Today).

Визит Сергея Лаврова в Баку

Документ, содержащий информацию о том, что Россия якобы передала Армении какое-либо вооружение в 2008 году, является фальшивкой. Как передает Day.Az, об этом министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в ходе совместного брифинга с главой МИД Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым по итогам состоявшейся между ними двусторонней встречи. "Россия осуществляет военно-техническое сотрудничество со многими странами, не нарушая при этом никаких международных обязательств, не нарушая при этом своего законодательства, не допуская каких-либо дестабилизирующих поставок в любой регион",- подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства. По его словам, именно на этих принципах Москва сотрудничает и с Азербайджаном, и с Арменией, "и здесь никакого секрета никто из этого не делает". "Что касается ажиотажа, который возник вокруг некоего документа, появившегося в азербайджанских средствах массовой информации, в российских средствах массовой информации, этот документ, как уже было неоднократно заявлено и доказано, является фальшивкой. Он, по существу, не отвечает никаким критериям такого рода документов, содержит информацию, которая абсолютно не имеет под собой никаких оснований, и, что немаловажно, содержит такие грамматические ошибки, которые вызывают вопросы относительно того, где этот документ писался",- подчеркнул Лавров. Информация о передаче российской стороной Армении в 2008 году вооружения общей стоимостью в 800 миллионов долларов также обсуждалась на встрече глав МИД Азербайджана и России. "Нас проинформировали о том, что в 2008 году российская сторона не передавала Армении никакого вооружения. Мы, со своей стороны, отметили, что будем продолжать глубокое расследование данного вопроса", сказал Мамедъяров.

Россия по-прежнему вооружает Армению и передает списанную технику с военной базы в Гюмри. Как передает "Кавказский узел", об этом заявил личный представитель президента Азербайджана по нагорно-карабахскому конфликту, замминистра ИД Азербайджана Араз Азимов. "Москва оснащает своего ближайшего союзника на Кавказе под прикрытием пополнения ее военной техники на российской военной базе в армянском городе Гюмри. Когда новая техника завозится на базу, то что же происходит со старой? Привозят новое, но обратно ничего не вывозят",- заявил замминистра в интервью агентству Reuters. По словам Азимова, Азербайджан никогда не говорил и не говорит, что начнет воевать с Арменией. "Официальный Баку не ищет войны. Хорошо иметь сильную армию, но еще лучше не использовать ее. Мы никогда не говорили и не говорим, что начнем воевать с Арменией. Но Армения настаивает на независимости региона. При любых обстоятельствах и любой ценой мы восстановим свою территориальную целостность",- сказал Азимов.

"После фактической потери Грузии для Москвы ресурсы влияния в Армении важны с точки зрения поддержания своего кавказского направления внешней политики. Но в то же время Москве интересен, как минимум, невраждебный Азербайджан, который бы воздержался от повторения грузинского опыта, а также от полного присоединения к позиции Тбилиси в отношении к России. Следовательно, Москва заинтересована в сохранении существующего статус-кво, недопущении (и предотвращении любыми способами) силовой "разморозки" конфликта, равно, как и сохранении влияния, как на Баку, так и на Ереван. Скорее всего, в Москве прекрасно понимают издержки такой политики. И Армения, и Азербайджан бывают одинаково недовольными "половинчатой политикой" Кремля, каждый с подозрением и опасением относится к визитам высокопоставленных российских чиновников в "чужую столицу". В этой связи практически стопроцентно можно гарантировать, что визит Сергея Лаврова от 11-12 марта вызовет, если не на официальном уровне (здесь возобладает политическая корректность), то уж точно на экспертном серьезное недовольство в Ереване. Но такова цена вопроса сохранения (и поддержания) статус-кво, которое видится наилучшим выходом из ситуации не только в Москве, но и в Вашингтоне тоже", пишет в Politcom.ru заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов. Таким образом, считает политолог, российская политика на азербайджанском направлении является противоречивой. "С одной стороны, поддержание статус-кво в Нагорном Карабахе может быть отнесено к числу важных достижений. Слишком дорого обходятся и Южному Кавказу, и России "разморозки конфликтов" силовым путем. С другой стороны, безоглядная поддержка официальных властей и местных разновидностей "суверенной демократии" превращает Россию на постсоветском пространстве в символ архаики и консерватизма (не в лучшем смысле этого слова). Все это формирует антироссийские настроения внутри постсоветских стран, потому что с Москвой у представителей общественных движений не ассоциируются развитие и модернизация. Но самое главное не в этом. Поддерживая "суверенных демократов" во всем СНГ от Узбекистана до Армении, от Таджикистана до Азербайджана, от Киргизии и до Белоруссии, Москва практически никогда не получала столь необходимой поддержки в трудные и важные для нее моменты. Наиболее наглядное тому свидетельство - поведение членов ОДКБ во время "пятидневной войны". А потому, поддерживая конституционные новеллы в прикаспийском государстве, не нужно испытывать иллюзий и ждать в новый час-икс помощи из Баку, резюмирует Сергей Маркедонов.

В Нагорном Карабахе

По данным 2008 года, в Нагорном Карабахе проживает более 140 тысяч человек - рекордный показатель послевоенных лет. Как сообщили ИА REGNUM в управлении информации и по связям с общественностью правительства Нагорного Карабаха, об успехах демографии было заявлено на состоявшемся 13 марта первом заседании постоянно действующего совета по разработке и реализации государственной демографической политики НКР заместителем председателя совета, министром социального обеспечения НКР Нарине Азатян. Представляя демографическую ситуацию в республике, Азатян, в частности, сообщила что, благодаря целенаправленной политике, в НКР наметилась тенденция к росту численности населения. При этом было отмечено, что государственные программы не направлены исключительно на наращивание количественных показателей - правительство одновременно принимает меры к повышению жизненного уровня л.юдей, для чего одновременно с социальными программами планируется осуществление комплексных образовательно-научных мероприятий. Данные подходы, по словам министра, нашли место в проекте государственной демографической политики, разработанном межведомственной рабочей группой.

Председатель постоянного высшего совета по разработке и реализации государственной демографической политики НКР, премьер-министр Ара Арутюнян оценил демографическую ситуацию в республике как неудовлетворительную. И это несмотря на то, что в 2008 году в Нагорном Карабахе наблюдалось улучшение демографической ситуации. "Плотность населения в Арцахе в 7-10 раз ниже, чем в других странах региона, хотя у нас более благоприятные условия для жизни, чем в других странах", заявил 12 марта на заседании Совета Арутюнян. "Для улучшения демографической ситуации Совет разработает концепцию, куда будут включены все направления: рождаемость, сокращение смертности, миграционная политика", - сказал премьер-министр НКР. Как сообщает "Де-факто", при Совете создана рабочая группа, которая на заседании представила проект указанной концепции. Рабочую группу возглавляет министр соцобеспечения НКР Нарине Азатян. Представляя проект, министр отметила, что сложная социальная ситуация последнего времени негативно повлияла на демографию. Руководитель рабочей группы в ходе доклада рассказала о новой демографической политике, согласно которой политика демографического развития населения - неотъемлемая часть общего экономического, социального, культурного развития республики. Она также представила данные о ряде программ социального содействия, которые осуществляются правительством Нагорного Карабаха, и благодаря которым увеличилось количество браков в республике (в 2007 г. это число составляло 519, а в 2008-ом - 3057), повысилась рождаемость, сократился показатель смертности, был зафиксирован приток населения в страну. Арутюнян выразил недовольство также по поводу миграционной политики и отметил, что первым шагом по улучшению ситуации в этой сфере является инвентаризация всего свободного жилфонда в республике. Этот процесс, кстати, уже стартовал. "У нас в деревнях есть множество пустующих домов, и это притом, что в тех же селах мы сталкиваемся с проблемой обеспечения сельчан жильем", - сказал Ара Арутюнян.

На вопросы ИА REGNUM отвечает министр социального обеспечения Нагорного Карабаха Нарине Азатян

ИА REGNUM: Госбюджет Нагорного Карабаха 2009 года, как неоднократно подчеркивалось, имеет социальную направленность. В чем это выражается?

Да, госбюджет Нагорно-Карабахской Республики 2009 года имеет подчеркнуто социальную направленность, что исходит из основных положений программы деятельности президента и правительства НКР. Эти программы по своей сути полностью реалистичны, выражают интересы народа и с успехом претворяются в жизнь. В расходной части госбюджета преобладают расходы, направленные на социальную сферу, - 51.9% (в 2008 году - 47.9%) от общего объема бюджетных расходов. Расходы, направленные только на сферу социального обеспечения, составляют 15.9 млрд драмов или 27.2% (в 2008 году - 25.9%) от общих расходов. По сравнению с 2008 годом, расходы социальной сферы увеличились на 2.4 млрд драмов или 17.4%, а общие расходы госбюджета - на 11.5%.

ИА REGNUM: Что необходимо для того, чтобы создать в Нагорном Карабахе реальное социально обеспеченное государство или, как принято называть, государство всеобщего благоденствия. Возможно ли это в ближайшем будущем, и модель какого государства можно брать при этом в качестве ориентира?

В любой точке мира невозможно представить существование государства всеобщего благоденствия без мощного экономического потенциала, а в нашем случае - тем более. Поэтому, прежде всего, мы должны быть экономически богатыми, должны создавать не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. Экономическая мощь позволит нам предпринять необходимые шаги для строительства социально обеспеченного государства. Мы осознаем, что главным богатством государства является человек, основная задача властей НКР в социальной сфере - обеспечение достойной и благополучной жизни каждого человека. Конечно, для создания социально обеспеченного государства нужны годы. Главное, необходимо видеть цель и действовать соответственно. Мы же, как анклавное государство, должны иметь собственную модель развития. Конечно, лучший опыт других государств нам не помешает, но мы должны четко осознавать откуда мы пришли, чего добились и, самое главное, куда мы идем. Другими словами, карабахская модель развития должна быть нестандартной и включать в себя все черты благополучнoго общества.

ИА REGNUM: Каковы самые насущные проблемы социальной сферы НКР?

Из насущных проблем социальной сферы государства я бы выделила улучшение демографической ситуации, решение вопроса необеспеченности отдельных социальных групп и квартирного вопроса.

ИА REGNUM: Социальное благополучие общества напрямую связано с демографическим развитием, что при нынешнем геополитическом раскладе имеет жизненное значение для НКР. Достаточно ли, на Ваш взгляд, делается в данном направлении?

Демографическая политика НКР направлена на обеспечение роста рождаемости и браков, снижение смертности, улучшение здоровья населения, развитие образования, регулирование миграции. Улучшение демографической ситуации в государстве было объявлeно приоритетом государственной политики и важнейшим элементом обеспечения национально-государственной безопасности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Решением правительства НКР был создан постоянно действующий совет по разработке и реализации государственной демографической политики. Совет будет координировать разработку первого законодательного акта демографической политики - концепции. Конечно, нам еще предстоит многое сделать для создания крепких основ демографического развития. Время покажет, как мы работали в этом направлении и чего добились.

ИА REGNUM: Вы принимаете граждан, представляющих различные слои и категории общества. Это чаще всего люди, обремененные многочисленными проблемами. Удается ли "находить язык" с ними, разрешать их проблемы или, по крайней мере, вселять в них надежду?

Несмотря на то, чтo вторник и пятница являются приемными днями, каждый день я принимаю десятки граждан. Общаясь с людьми, я ближе знакомлюсь с их социальными проблемами. Вольно или невольно, живешь их заботами, пытаешься удовлетворить просьбу каждого. Поворачиваясь лицом к человеку, его боли и заботе, я одновременно проявляю государственное мышление, т.е. при принятии каждого решения я исхожу из интересов как государства, так и человека. Здесь главное - социальная справедливость. В итоге вечно только то, что справедливо.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве с коллегами из Республики Армения. Имеются ли какие-либо связи с соответствующими структурами других стран?

В рамках заключенного между двумя министерствами соглашения министерство социального обеспечения НКР тесно сотрудничает с министерством по труду и социальным вопросам РА. Так, в 2008 году сотрудничество было эффективным в области внедрения информационных систем, разработки разных концепций, переподготовки кадров, оказания методической помощи и обмена опытом. В частности, при помощи информационно-аналитического центра "Норк" при министерстве по труду и социальным вопросам РА в нашем министерстве были установлены 5 программ. Совместно с центром мы также работаем над созданием электронного сайта министерства. В 2009 году планируется заключить двухстороннее соглашение по миграционной политике с министерством территориального управления РА. Министерство социального обеспечения НКР готово установить связи и с соотвествующими структурами других стран.

ИА REGNUM: По всей видимости, Вы уделяете своей нелегкой работе львиную долю времени. Удается ли выкроить время на личную жизнь? Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

Пока для меня это самый трудный вопрос. Не знаю, что и ответить. Попробую подсчитать свое рабочее время. Иногда на работе я провожу больше времени, чем дома. Только вечером, войдя домой, перевожу дух. И после ужина, теплой беседы с матерью и небольшого отдыха для меня начинается... следующий рабочий день - планирую дела на завтра. Чуть позже, когда часы в моем кабинете бьют 12, переворачиваю старый листок календаря, и начинается отсчет нового дня. И вот так почти каждый день. Одним словом, свободное время у меня и бывает, и нет.