ИА REGNUM продолжает серию интервью с представителями руководства российских регионов о состоянии энергетического комплекса в условиях мирового финансового кризиса. На вопросы агентства отвечает заместитель председателя правительства Республики Дагестан Ризван Газимагомедов.

Вы курируете вопросы электроэнергетики в правительстве Дагестана. Как вам видится нынешнее положение дел с задолженностью перед энергетиками?

11 марта в правительстве состоялась встреча представителей МРСК Северного Кавказа, Дагестанской энергосбытовой компании (ДЭСК) и Дагэнерго с должниками. Долг в основном образовался за тремя муниципальными образованиями - Махачкала, Кизилюрт и Кизляр. Переговоры шли несколько часов. Пришли к соглашению о реструктуризации платежей за прошлые годы. Решили, что к 1 ноября они в основном выплатят свои долги. Тем самым мы сняли угрозу ограничений подачи электроэнергии, которая появилась две недели назад.

Но основную проблему мы таким образом не решили, а только оттянули ее решение. А состоит проблема в том, что энергосбытовые компании жалуются на занижение тарифов нашей региональной службой по тарифам. Мы не хотим губить энергосбытовые компании, как и те сети, которые пока остались у муниципальных образований. Однако, давая им возможность перекрывать свои потери за счет тарифов, мы перекладываем это бремя на потребителя. Поэтому здесь палка о двух концах. Нас упрекают в том, что у нас самый низкий на Северном Кавказе тариф на потери. ДЭСК предлагает, чтобы он был 23%, а у нас он в пределах 14-16%. По моему мнению, тариф, в конце концов, можно было бы и повысить, но только если будет гарантия того, что энергетики вложат дополнительные средства в реконструкцию принадлежащих им сетей.

То есть то, как сейчас они занимаются ремонтом сетей, руководство Дагестана не удовлетворяет?

В прошлом году в техническое перевооружение сетей должно было быть 580 млн руб., реально вложили 280 млн. Остро стоит вопрос о состоянии сетей в горных районах. Те сети полностью принадлежат энергетикам. Кроме проблемы технических потерь, есть проблема потерь коммерческих, а точнее - просто воровства электроэнергии. Там, где эта проблема возникает, ее также должны решать владельцы сетей.

В целом, изучив состояние электроэнергетического хозяйства республики, я сделал для себя вывод, что передача сетей энергетикам в таких масштабах была ошибкой. Эти решения принимались еще при прежнем руководстве республики, и их последствия не всегда просчитывались должным образом. Республике было бы лучше иметь контрольный пакет в местной энергосбытовой компании. Сейчас у нас сети не принадлежат энергетикам только в четырех городах - Махачкале, Каспийске, Кизилюрте и Кизляре.

Но ведь по потреблению это едва ли не половина республики.

И поэтому я предлагал создать единую энергосбытовую компанию, которая включала бы сети этих четырех городов. По объему договоров с потребителями такая компания могла бы стать участником Нового оптового рынка энергии и мощности (НОРЭМ). Указанные муниципальные образования это предложение не поддержали.

По крайней мере два муниципальных образования из тех, где имеется задолженность - Махачкала и Кизляр - характеризуются достаточно непростой политической жизнью. Не приведет ли возможное новое обострение взаимоотношений с энергетиками к новым массовым выступлениям граждан?

Действительно, желающих использовать эту проблему у нас немало. Я знаю, что во время массовых отключений в Махачкале прошлой зимой были люди, призывавшие горожан собираться на площади и требовать отставки республиканского и городского руководства.

На фоне проблем с электроэнергетиками, взаимоотношения с газовиками представляются сегодня более простыми?

В принципе, там та же ситуация с "избыточным" посредником. Хотя с руководством ООО "Кавказрегионгаз" отношения у нас складываются рабочие, постоянный контакт. Мы признаем тот факт, что так называемый "разбаланс" в газовой системе сокращен с 15% до 3,5%. "Разбаланс" - это, по сути, воровство газа. Но технологические потери еще велики.

Связываете это с руководителем ООО "Дагестангазсервис" Магомедгусеном Насрутдиновым?

Он на своем посту пробыл сравнительно недолго, сейчас он переходит на другую работу. Вместе с тем, считаю недостоверными заявления о том, что у руководства республики имеются какие-то предубеждения против тех или иных "газовых" руководителей. Единственное, чего хочет руководство, - это сбалансированности во всех вопросах, касающихся управления газовым комплексом.

Справка ИА REGNUM:

ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" является дочерним предприятием ОАО "МРСК Северного Кавказа". Выделена из состава ОАО "Дагэнерго" в ходе реформы РАО ЕЭС России в 2004 году. Компания занимается реализацией электроэнергии в Дагестане.

ООО "Дагестангазсервис" находится под управлением ООО "Кавказрегионгаз" (дочерняя структура "Газпрома"), занимается газораспределением на территории Дагестана, осуществляет сбор платежей с физических лиц, ведет учет газа потребителей-юридических лиц, а также осуществляет изменение режимов газоснабжения (ограничение и отключение подачи газа).