"Мы станем абсолютными лидерами в образовательном процессе России и начнем выносить свои проекты на федеральный уровень". Об этом заявил новый министр образования и науки республики Альберт Гильмутдинов, который стал уже третьим руководителем на этом посту за последние пять лет.

Татарстану хронически не везет на министров образования - смена глав в министерстве происходит в среднем раз в два года. Руководивший процессом образования до 2004 года Фарис Харисов продержался на своем посту дольше всех - целых семь лет, и был отправлен в отставку с почетом: переведен в Москву, заведовать институтом развития образования Минобрнауки России. Бывший учитель физкультуры, а впоследствии министр Фарис Харисов всегда выступал за здоровый образ жизни, спортивную подготовку учащихся и всемерное изучение татарского языка, что в целом отвечало требованиям и представлению татарстанских властей о задачах министерства на тот период.

Однако вызовы времени и все более укреплявшаяся федеральная вертикаль показали, что не только здоровый образ жизни могут быть полезны республике. Требовались новые квалифицированные специалисты и новые методики обучения, однако сами по себе подобные вещи не появляются - для этого нужна стратегия. Назначенный после Харисова Раис Шайхелисламов занялся внедрением новой и для многих непонятной системы ЕГЭ, а также борьбой с финансовыми нестыковками... которые стали в итоге для Минобрнауки РТ настоящим бедствием. Как написали тогда об уходящем министре местные газеты, "последней каплей, переполнившей чашу терпения руководства республики", стали претензии Счетной палаты РТ, обнаружившей нарушения на 53 миллиона рублей. Тем не менее, глава правительства Татарии Рустам Минниханов на прощание поблагодарил своего подчиненного "за серьезную и тяжелую работу", так как, по словам премьера, именно на долю Шайхелисламова "выпало проведение непопулярных реформ".

Сменивший Раиса Шайхелисламова в 2007 году профессор-филолог Наиль Валеев продержался на посту еще меньше. Вероятно, курс на реформы и модернизацию системы, заявленный им при вступлении в должность, был недостаточно радикальным. В любом случае, добиться серьезных результатов, о которых говорилось при очередной смене министров, за неполные два года - задача непосильная даже для человека выдающихся способностей... И вот новый руководитель - доктор физико-математических наук, профессор из Казанского университета.

Как следует из программного выступления последнего на сегодня министра Альберта Гильмутдинова, все меры, предпринятые его предшественниками, и все усилия руководства Татарстана для развития образования в республике были правильными. Более того, по словам Гильмутдинова, "предыдущие поколения наших отцов создали колоссальную инфраструктуру образования, которая великолепно развита на всех уровнях - начиная от детского сада и заканчивая университетами". И теперь задача лишь модернизировать это "колоссальное богатство". Сделать это Альберт Гильмутдинов собирается еще и потому, что "Республика Татарстан - абсолютный лидер в Российской Федерации. Следовательно, и образование в Татарстане должно стать безупречным лидером".

Как заявил министр Гильмутдинов, если в Татарстане пока и не было крупных образовательных проектов, то это не потому, что их не было в принципе, а потому, что "мы их не предлагали". Зато теперь специалисты Минобрнауки РТ начнут выходить на федеральный уровень, и это будет всячески поддерживаться руководством республики.

По свидетельству специалистов, кроме внедрения оздоровительных практик в детских садах по методу Иванова (чем прославился бывший министр Харисов) и утверждения планов усиленного изучения татарского языка в школах (чем прославились все министры), Татарстану пока похвастаться нечем. Однако, это не причина, чтобы не попробовать изменить ситуацию.