Татарстан намерен построить лучшую систему образования в России
Татарстан, 20 марта, 2009, 20:51 — ИА Регнум. "Мы станем абсолютными лидерами в образовательном процессе России и начнем выносить свои проекты на федеральный уровень". Об этом заявил новый министр образования и науки республики Альберт Гильмутдинов, который стал уже третьим руководителем на этом посту за последние пять лет.
Татарстану хронически не везет на министров образования - смена глав в министерстве происходит в среднем раз в два года. Руководивший процессом образования до 2004 года Фарис Харисов продержался на своем посту дольше всех - целых семь лет, и был отправлен в отставку с почетом: переведен в Москву, заведовать институтом развития образования Минобрнауки России. Бывший учитель физкультуры, а впоследствии министр Фарис Харисов всегда выступал за здоровый образ жизни, спортивную подготовку учащихся и всемерное изучение татарского языка, что в целом отвечало требованиям и представлению татарстанских властей о задачах министерства на тот период.
Однако вызовы времени и все более укреплявшаяся федеральная вертикаль показали, что не только здоровый образ жизни могут быть полезны республике. Требовались новые квалифицированные специалисты и новые методики обучения, однако сами по себе подобные вещи не появляются - для этого нужна стратегия. Назначенный после Харисова Раис Шайхелисламов занялся внедрением новой и для многих непонятной системы
Сменивший Раиса Шайхелисламова в 2007 году профессор-филолог Наиль Валеев продержался на посту еще меньше. Вероятно, курс на реформы и модернизацию системы, заявленный им при вступлении в должность, был недостаточно радикальным. В любом случае, добиться серьезных результатов, о которых говорилось при очередной смене министров, за неполные два года - задача непосильная даже для человека выдающихся способностей... И вот новый руководитель - доктор физико-математических наук, профессор из Казанского университета.
Как следует из программного выступления последнего на сегодня министра Альберта Гильмутдинова, все меры, предпринятые его предшественниками, и все усилия руководства Татарстана для развития образования в республике были правильными. Более того, по словам Гильмутдинова, "предыдущие поколения наших отцов создали колоссальную инфраструктуру образования, которая великолепно развита на всех уровнях - начиная от детского сада и заканчивая университетами". И теперь задача лишь модернизировать это "колоссальное богатство". Сделать это Альберт Гильмутдинов собирается еще и потому, что "Республика Татарстан - абсолютный лидер в Российской Федерации. Следовательно, и образование в Татарстане должно стать безупречным лидером".
Как заявил министр Гильмутдинов, если в Татарстане пока и не было крупных образовательных проектов, то это не потому, что их не было в принципе, а потому, что "мы их не предлагали". Зато теперь специалисты Минобрнауки РТ начнут выходить на федеральный уровень, и это будет всячески поддерживаться руководством республики.
По свидетельству специалистов, кроме внедрения оздоровительных практик в детских садах по методу Иванова (чем прославился бывший министр Харисов) и утверждения планов усиленного изучения татарского языка в школах (чем прославились все министры), Татарстану пока похвастаться нечем. Однако, это не причина, чтобы не попробовать изменить ситуацию.