В Узбекистане номинируют петроглифы в список мирового наследия ЮНЕСКО

Ташкент, 21 марта 2009, 00:01 — REGNUM  В Самарканде (Узбекистан) под эгидой ЮНЕСКО - МИЦАИ (Международный институт Центральноазиатских исследований) прошел научно-методологический семинар "Серийная номинация по наскальному искусству Центральной Азии". Об этом сообщили корреспонденту ИА REGNUM в региональном бюро ЮНЕСКО по странам Центральной Азии.

По словам собеседника агентства, в ходе рабочей встречи экспертов по петроглифам из Узбекистана, Казахстана, России и других стран предстояло проанализировать все многообразие петроглифов, определиться с формулировкой феномена наскального искусства Центральной Азии и критериями его оценки.

"На семинаре в Самарканде мы заложили фундамент дальнейшей номинации наскального искусства в список мирового наследия. Разработан план действий по подготовке к серийной номинации на 2009-2012 годы. Сделан также анализ современного состояния памятников - потенциальных объектов серийной номинации: их сохранности, охранных мер и консервации, менеджмента, степени изученности петроглифов", - отметил представитель регионального бюро ЮНЕСКО по странам Центральной Азии. Он также сообщил, что один из основных претендентов на номинацию - уникальный комплекс наскального искусства Сармишсай в Навоийской области Узбекистана. "За последние годы сделано многое по охране, консервации, управлению и популяризации этого памятника древнего творчества. Сармишсай получил статус регионального историко-культурного и ландшафтного музея-заповедника. И по другим критериям у величественного комплекса петроглифов есть все шансы в будущем пополнить список мирового наследия ЮНЕСКО", - подчеркнул эксперт. В то же время он отметил, что получить всемирное признание не только престижно, но и огромная ответственность.

"Поэтому уже сегодня надо активнее решать проблемы, сгущающиеся в Сармишсайском ущелье. Одна из самых острых - вандализм. На наскальных рисунках высекают современные автографы, их покрывают краской, древние изображения растаскивают на сувениры. Памятникам наносят большой урон хозяйственная деятельность жителей близлежащих селений. Практически отсутствует менеджмент туризма", - выразил свое сожаление собеседник агентства.

Следует отметить, что комплекс Сармишсай состоит из более 200 памятников древности. Это: мастерские по обработке кремниевых орудий, шахты, поселения, могильники, курганы и петроглифы, относящиеся к каменному веку, эпохе бронзы, раннему железному веку, средневековью и новому времени. Ядром комплекса во все времена являлся каньон, на скалах которого сохранилось свыше пяти тысяч рисунков, самые ранние из которых ученые относят к каменному веку, самые поздние - к эпохе бронзы. По данным Института археологии Академии наук Узбекистана, на территории Узбекистана открыто сто пятьдесят мест, в которых сохранились наскальные рисунки минувших эпох. В Ферганской долине известен очаг петроглифов с реалистичным изображением быков. Возраст этих рисунков, по оценкам специалистов, IV - первая половина III тысячелетия до нашей эры. Такой же возраст и у ходжикентских рисунков в долине реки Чирчик, что в семидесяти километрах от Ташкента. В настоящее время более 20 комплексов наскальных рисунков планеты включены в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.