Итак, визит в Москву, которого так долго и упорно добивался молдавский президент Владимир Воронин, состоялся. Зачем добивался, понятно. На носу выборы, а поскольку после его прозападного виража четырехлетней давности уже всем и в Молдавии, и за ее пределами стало ясно, что евроинтегратор из Воронина никакой, надо было любой ценой подтвердить для родного электората Партии коммунистов (ПКРМ) свою приверженность традиционной геополитической ориентации. Традиционной для самого электората, разумеется, ибо у лидера компартии ориентация оказалась подобна флюгеру. Куда дул ветер социальных настроений, помогавший удержаться у власти, туда разворачивался и он.

Собственно, о том, что в аспекте практических результатов визит будет пустым, заранее говорили все. И в Москве, где уже давно поставили знак равенства между Кишиневом и Тирасполем, и менять эту позицию не намерены. И в Тирасполе, где на прошлой неделе Смирнов в очередной раз риторически поупражнялся насчет правобережного "соседа", от которого лично ему требуется лишь "договор о мире". И в Кишиневе, где понимали, что так называемый молдавский пакет с "проектом урегулирования" был выкинут Кремлем в мусорную корзину практически сразу по прочтении (если вообще читали). Зачем в таком случае Воронин поехал в Москву?

Не претендуя на глубину психологических оценок, выскажу свое личное мнение. Представляется, что завершающему президентство молдавскому лидеру - человеку авторитарному, чрезмерно амбициозному и, одновременно, склонному к позерству и самовозвеличиванию - ну очень уж хотелось соблюсти ритуал некоего символического прощания. Что бы там ни сочиняли идеологи ПКРМ по поводу ее "светлых перспектив", как бы ни куражился в своих публичных выступлениях сам Воронин (мол, по любому останусь, никуда вы от меня не денетесь), уж он-то не может не понимать: первым ему больше не быть. "Финита ля комедия". А потому и было желание отыграть "последний выход" на мажорной ноте.

И стараний, надо сказать, было приложено немало. Чуть ли ни ежедневные звонки самого Воронина в Москву с просьбами подготовить для совместного подписания хоть какую-то "бумажку", чтобы визит не выглядел совсем уж пустым. И давление на молдавское церковное руководство, чтобы непременно устроило ему прием у нового патриарха (это ж так символично: перед "вступлением на престол" принимал бывший патриарх Алексий II, а когда пришла пора "сойти" принимает новый, Святейший Кирилл!). И непременно чтоб статейка появилась в лояльной московской прессе (см. "Коммерсантъ" за 18 марта) о том, что самому Владимиру Николаевичу поездка эта как бы и не очень-то нужна. Обремененный серьезными государственными делами, он даже ехать уж, было, раздумал, но "...ситуацию спасло только личное вмешательство президента Медведева, который позвонил молдавскому коллеге и убедил его не срывать московскую встречу". О как!

Вот только мажора не получилось. Результаты встречи и в минорной тональности как-то не звучат. Для Воронина уж точно. После серии "смелых" заявлений воронинского главы Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Андрея Стратана о необходимости вывода из Приднестровья "оккупационных российских войск", заставивших кое-кого на Западе поверить в "необратимость европейского курса" коммунистических властей Республики Молдова, подпись молдавского президента под совместным трехсторонним заявлением, в котором отмечается "стабилизирующая роль нынешней миротворческой операции в регионе" иначе, как дезавуированием собственного МИДЕИ назвать трудно.

К небольшому, но тоже безусловному плюсу российской дипломатии следует отнести и формулировку в том же документе о готовности перевести эту самую операцию под эгиду ОБСЕ не ранее, чем "по итогам приднестровского урегулирования". Хотя и в этом ничего нового нет. Вспомним: тезис о так называемой синхронизации вывода российских войск и окончательного решения приднестровской проблемы содержался еще в "Соглашении о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова", подписанном 21 июля 1992 года в Москве президентами России, Молдавии и непризнанного Приднестровья.

Зато Воронин получил возможность "оттянуться" на символическом значении своего визита. На встрече в подмосковной резиденции Дмитрия Медведева он так и заявил: "Она (встреча - В.Ж.) лично для меня знаковая. Потому что в 2001 году, когда я только был избран президентом, первый визит осуществил в Российскую Федерацию, в Москву, встречался с Владимиром Владимировичем Путиным, и сейчас, через несколько дней, завершается мой мандат президента после восьми лет, думаю, что уже больше ездить никуда не буду". То же самое - что последний раз встречается в качестве президента с предстоятелем Русской Православной Церкви - он повторил и патриарху Кириллу. Такая вот неслабая символика, вся из себя знаковая.

Впрочем, был и бонус вполне материального свойства. Говорят, до визита молдавский президент добивался от России выделения "стабилизационного кредита" или еще чего-то в таком роде, якобы для поддержания в Республике Молдова финансовой стабильности. Не знаем, при торгах не присутствовали. Знаем только, что закончилось все озвученной по итогам двусторонней встречи с Медведевым договорённости о предоставлении Россией в качестве гуманитарной помощи 50 тысяч тонн мазута "для содействия в проведении в Молдавии весенних полевых работ".

А что, пусть и маленький, но бонус. Пусть и звучит в издевку, мазут ведь (что знают даже избиратели ПКРМ) в трактор не зальешь, это все равно, что предложить в разгар лета песком тротуары посыпать, ну и что? Тракторы не заправишь, зато обменять на что-нибудь (на то же дизтопливо) завсегда можно. А еще лучше налево спихнуть, по номиналу, чтобы сразу налом... Такое впечатление, что в Москве, прекрасно зная, с кем имеют дело, просто не захотели испортить "товарищу" впечатление от прощальной гастроли. И, чтобы совсем уж с пустыми руками не уезжал, решили сделать приятное. На память о плодотворном стратегическом партнерстве вручить скромный, но все же подарок.

Впрочем, есть в этом последнем воронинском визите один несомненный плюс, для Республики Молдова уж точно. Чем бы ни закончились выборы 5 апреля, как затем ни складывалась бы в нашей стране ситуация, с абсолютной уверенностью можно сказать: представлять молдавское государство Владимир Воронин уже не будет никогда. Ни в Москве, ни где бы то ни было. Не знаю уж, кому как, но лично мне это внушает чувство пусть сдержанного, но оптимизма.

Виктор Жосу - молдавский политолог.