В Башкирии разработан проект федерального закона "Об упразднении и создании некоторых районных (городских) судов Республики Башкортостан", предполагающий оптимизацию работы судебной системы республики. Об этом на прошедшем сегодня, 19 марта, пресс-брифинге, организованном ИА REGNUM в Уфе рассказал помощник Председателя Верховного суда РБ Евгений Матрос.

Документ предполагает укрупнение ряда районных (городских) судов путем их слияния по тому же принципу, по которому проведено укрупнение межрайонных налоговых инспекций и военкоматов. Результатом преобразования должно стать улучшение качества отправления правосудия в разумные сроки.

На сегодня в республике действует 71 суд. Из них 49 будут подвергнуты оптимизации путем укрупнения. В результате реформы количество судов в регионе сократится до 42.

"В районных судах нагрузка, как правило, несоразмерна нагрузке на городские суды, - рассказывает представитель Управления судебного департамента по РБ Юлия Проскурякова. - Целью оптимизации является перераспределение нагрузки при рассмотрении дел, чтобы количество дел, рассматриваемых судьями, было примерно одинаковым по всей республике. На сегодня, среднереспубликанский показатель нагрузки на одного судью составляет 40,1 рассмотренных дел в месяц. При этом в ряде районных судов этот показатель в 2-3 раза ниже. К примеру нагрузка на одного судью в Зилаирском райсуде составляет 12,8 дел в месяц, в Федоровском суде - 18 дел, в суде города Межгорье 16,5 дел. При этом нагрузка на судей никак не отражается на из заработной плате. К тому же оптимизация позволит ликвидировать малосоставные суды в республике, обеспечив право обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях на рассмотрение дела коллегией из трех судей. На сегодня в республике имеется 15 судов, в которых работают лишь по два судьи".

По словам участников пресс-брифинга, оптимизация работы судейской системы Башкирии не отразится на количестве судей в регионе и доступе граждан к судам. "Штат судей и госслужащих никак не изменяется, он не будет сокращаться или увеличиваться - все положительные изменения планируется произвести исключительно благодаря внутренней перестановке и перераспределению уже существующих на сегодняшний день сил и средств, - заявил Евгений Матрос. - В этом данная оптимизация достаточно носит достаточно "гуманный характер" - никто из сотрудников в результате нее не пострадает, что немаловажно в условиях кризиса. По России подобные нововведения имели место уже более чем в 20 регионах, также можно вспомнить давший хорошие результаты, опыт создания путем укрупнения межрайонных налоговых инспекций и военкоматов".

"Стоит упомянуть, что во всех населенных пунктах, где функционировали упраздняемые суды, останется судебное присутствие, - продолжает помощник председателя Верховного суда РБ. - Это делается для того, чтобы не нарушать прав граждан и не заставлять их по дороге в суд преодолевать большие расстояния. Более того, люди от этого только выиграют - теперь у них появиться выбор и они смогут обращаться в тот филиал суда, куда им ближе и удобнее добраться, что очень актуально именно для жителей районов нашей довольно обширной республики".

Еще одним значительным плюсом от создания более крупных по своему составу судов является тот факт, что в них будут созданы лучшие возможности для развития специализации судей по рассмотрению отдельных категорий дел. При реализации предложений по укрупнению районных судов предлагается ввести специализацию судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, дел, вытекающих из трудовых споров, уголовных, гражданских дел, административных дел в апелляционном порядке. В условиях постоянно меняющейся законодательной базы и возрастающей нагрузки эта мера позволит значительно улучшить качество правосудия в судах, сообщили участники брифинга.

С момента внесения данного закона на рассмотрение Государственного Собрания РБ до его принятия Государственной думой РФ может пройти около года, предполагают в Верховном суде РБ.