Доклады Госдепа США - инструмент политического давления: заявление

Баку, 19 Марта 2009, 10:53 — REGNUM  Ряд молодежных неправительственных организаций Нагорного Карабаха выступил с совместным заявлением, касающимся доклада Государственного Департамента США по соблюдению прав человека в Армении и в Азербайджане в 2008 году. Публикуем текст заявления, предоставленного ИА REGNUM соб. корреспондентом в Степанакерте.

"25 февраля 2009 года Бюро Демократии, Прав человека и Труда Государственного Департамента США опубликовало доклады, рассматривающие практику соблюдения прав человека в различных странах за 2008 год. Как и прежде, в докладе частично освещается положение дел в регионе Кавказа, включая Армению и Азербайджан. Тщательно ознакомившись с докладами по Армении и Азербайджану, мы сделали ряд наблюдений, обобщенных в данном заявлении.

В целом мы приветствуем внимание Государственного Департамента США к вопросу прав человека во всем мире и особое внимание, которое уделяется нашему региону. Мы призываем власти других государств, в том числе стран нашего региона, последовать примеру США и поместить вопрос прав человека в фокус институциональной практики и ежегодной отчетности. Однако правительственные доклады должны быть свободны от политической предвзятости, пристрастности и предубеждений; в противном случае к ним очень быстро будет потеряно доверие, общественность станет видеть в них еще один инструмент политического давления в международных отношениях.

С данной точки зрения, крайне прискорбно, что доклады Государственного Департамента США по-прежнему остаются политически предвзятыми и не вполне соответствуют действительности. Вместо информации о положении дел с соблюдением прав человека с указанием их нарушений, отчеты по Армении и Азербайджану содержат ряд двусмысленных политических заявлений, которые демонстрируют непонимание причин и последствий распада СССР, независимости государств Кавказа и конфликта в Нагорном Карабахе. Оба отчета вводят читателей в заблуждение своими утверждениями о том, что "этнические армянские сепаратисты [...] по-прежнему контролируют большую часть нагорно-карабахского региона... ". Здесь полностью игнорируется тот факт, что так называемые "армянские сепаратисты" на самом деле являются коренным населением Нагорного Карабаха и "контролируют" землю своих предков, имея право жить в своей отчизне и быть свободными от репрессивного азербайджанского режима.

Сегодня множество независимых экспертов и исследователей по правам человека во всем мире признает, что Нагорный Карабах гораздо дальше продвинулся по пути демократии, соблюдения законности и прав человека, по сравнению с Азербайджаном. После достижения независимости, народ Нагорного Карабаха эффективно использовал свое право на выборы и участие в политической деятельности, избрав в 2007 году уже третьего по счету президента НКР. Тем временем, граждане Азербайджана лишены подобных прав и вынуждены голосовать за клан Алиевых в ходе нечестных выборов, которые мало кем признавались свободными и справедливыми. Репрессивная авторитарная государственная машина Азербайджана не идет ни в какое сравнение с динамически развивающимся демократическими институтами Нагорного Карабаха. Более того, оголтелая армянофобия и пропаганда ненависти к армянам стали частью государственной политики Азербайджана. Ненависть к армянам в сегодняшнем Азербайджане сравнима с антисемитской истерией в нацистской Германии, а в некоторых аспектах даже превосходит ее. Вышеупомянутые отчеты Государственного Департамента США игнорируют эту очевидную и существенную разницу в уровнях демократии, соблюдения законности и уважения прав человека в Нагорном Карабахе и Азербайджане.

Авторы упомянутых отчетов оказались не в состоянии признать реалии сегодняшнего дня, игнорируя существование Нагорно-Карабахской Республики - одной из немногих стран в Восточной Европе, созданной через самую демократичную процедуру - общенародный референдум и свободное волеизъявление народа. В отчетах по Армении и Азербайджану Нагорный Карабах по - прежнему упоминается как "регион Азербайджана", что является фактической ошибкой. Нагорный Карабах никогда не находился в составе независимого азербайджанского государства, он был насильственно передан коммунистическому Азербайджану преступным сталинским режимом. Вызывает тревогу закрепление преступного наследия сталинского режима в отчетах по правам человека уважаемого государственного института при полном игнорировании актов геноцида против армянского населения бывшей Азербайджанской ССР, а также последствий азербайджанской агрессии и провалившейся попытки совершить новый геноцид армян Нагорного Карабаха.

Оба упомянутых отчета игнорируют и другие последствия азербайджанской агрессии. Отчет по Азербайджану ошибочно относит к "внутренне перемещенным лицам" множество беженцев. Оценивая численность азербайджанских беженцев в 500 - 600 тысяч (гораздо меньше, чем данные которые распространяет по миру официальная азербайджанская пропаганда), отчет пренебрегает армянскими беженцами из Азербайджана и внутренне перемещенными лицами из оккупированного азербайджанцами Шаумяновского района НКР, общее число которых составляет до 400 000 человек. Это представляется очевидным примером двойных стандартов. Тот же отчет далее упоминает "перемещенных турок-месхетинцев... из Лачинского региона, контролируемого Нагорным Карабахом при поддержке Армении". Из текста невозможно понять, что делали в Нагорном Карабахе турки-месхетинцы, которые никогда не проживали там до начала конфликта, тогда как с началом конфликта были цинично использованы властями советского Азербайджана в попытке изменить демографическую ситуацию в регионе. Эта ссылка - еще одно доказательство тому, что до конфликта Азербайджан осуществлял политику де-арменизации и тюркофикации традиционно армянонаселенного Нагорного Карабаха, что, фактически, послужило одной из причин конфликта.

Отчеты по Армении и Азербайджану содержат и другие двусмысленные утверждения, способные ввести в заблуждение неинформированного читателя. Например, отчет по Армении утверждает, что "17 и 18 июня двое гражданских лиц - жителей деревни Чинари Тавушского региона, были обстреляны снайперами, работая на своих полях; 18 июня они умерли." Неинформированные читатели могут предположить, что гражданские лица были обстреляны армянскими снайперами, но на самом деле обстрел велся азербайджанскими снайперами через границу, что само по себе является нарушением азербайджанской стороной соглашения о прекращении огня. Эта и подобные ошибки и неточности делают доклады неопределенными и в некотором смысле бесполезными, так как виновные в нарушении прав человека (в данном случае речь идет о праве на жизнь) не осознают ответственности за содеянное, не ощущают какого-либо давления, вынуждающего к прекращению преступных действий.

В докладе по Азербайджану утверждается, что "в течение года перестрелки вдоль милитаризованной линии, разделяющей стороны в результате нагорно-карабахского конфликта, привели к многочисленным потерям с обоих сторон". Несомненно, армянская сторона иногда использует снайперов в перестрелках на границе - что мы, конечно, осуждаем - но любой беспристрастный наблюдатель подтвердит, что эти инциденты, как правило, провоцируются со стороны Азербайджана. Это касается и ряда похищений - такие действия, главным образом, предпринимаются азербайджанской стороной.

Мы верим, что внимание извне к отчетности и практике соблюдения прав человека в Армении, Нагорном Карабахе и Азербайджане может быть важным фактором, побуждающим правительства трех государств к большей бдительности в этом вопросе. Мы вновь повторяем, что приветствуем в принципе отчет Государственного Департамента США по соблюдению прав человека в нашем регионе, однако с сожалением констатируем систематическую политическую предвзятость и фактические неточности, имеющие место в последних отчетах. Это серьезно подрывает ценность упомянутых документов, превращая их в еще одну неиспользованную возможность составления правдивого отчета и представления Соединенных Штатов в качестве объективного наблюдателя и справедливого посредника".

Под заявлением свои подписи поставили представители общественной организации "Защитники Родины", Союза Азатамартиков Арцаха, "Клуба молодых политологов Арцаха", молодежного крыла общественной организации "Альфа-Омега", общественных организаций "Клуб армянской молодежи", "Зефир", "Айки Серунд", молодежного крыла Демократической партии Арцаха.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
02.12.16
Свой среди чужих: грозит ли отставка орловскому губернатору?
NB!
02.12.16
Цыплят по осени считают, у брянского губернатора пока — весна
NB!
02.12.16
Плюсы и минусы Абдулатипова: Попадет ли глава Дагестана в «черный список»?
NB!
02.12.16
Министр обороны Белоруссии назвал «главные ценности белорусского народа»
NB!
02.12.16
Вячеслав Володин предложил проводить прием избирателей по интернету
NB!
02.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 2 декабря
NB!
02.12.16
В Крыму ждут ледяной шторм в ближайшие сутки
NB!
02.12.16
В Латвии поступили первые доносы на «нелояльных» учителей
NB!
02.12.16
«Проект ВСМ «Екатеринбург–Челябинск» убыточен и бесперспективен»
NB!
02.12.16
Путин попросил Сокурова перевести фильм «Фауст» на русский язык
NB!
02.12.16
Путин защитил существование механизма прописки
NB!
02.12.16
Путин: Украинский режиссёр Сенцов осуждён не за творчество
NB!
02.12.16
Госдума увеличила число помощников депутатов в регионах
NB!
02.12.16
Путин: Мартин Лютер Кинг был бы недоволен нынешней Америкой
NB!
02.12.16
В Петербурге открыли ЗСД: Здорово, Сложно, Дорого
NB!
02.12.16
«Австралия подрывает работу по решению проблемы беженцев»
NB!
02.12.16
Путин: Переходящих границы чиновников всегда было достаточно
NB!
02.12.16
Губернатор Воробьёв может оказаться в «черном списке» глав регионов?
NB!
02.12.16
The Strategist: Реальность заставляет ИГ менять пропаганду
NB!
02.12.16
Госдума увеличила «стоимость» голоса избирателя на 42 рубля
NB!
02.12.16
«Готовящиеся кибератаки на банки России — о них говорил Байден?»
NB!
02.12.16
Кто будет учить Россию примирению? Белые? Троцкисты? Власовцы?