В конце марта в правительстве Камчатского края пройдет межведомственное совещание, где будут обсуждаться состояние Авачинской губы, а также способы очистки водоема от затонувших судов. Как 18 марта сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе правительства Камчатки, проблема, связанная с затонувшими судами, является одной из наиболее серьезных составляющих комплексной проблемы многолетнего техногенного воздействия на экосистему Авачинской губы.

В соответствии с поручением губернатора Камчатского края региональным министерством природных ресурсов собрана и обобщена информация о затонувших на территории Авачинской бухты плавсредствах. По данным контролирующих органов, в акватории бухты насчитывается 73 затонувших и брошенных судна различного водоизмещения общим весом около 260 тыс. тонн. Большая часть из них (59 судов) ранее принадлежали частям ВМФ. По данным командования Войск и Сил на северо-востоке РФ, все затонувшие военные суда были проданы как лом и сейчас имеют собственников, зарегистрированных как в Камчатском крае, так и в других регионах России. Собственниками, как правило, срезалась только надводная часть судна, а основная часть корпуса бросалась или затапливалась.

В разные годы предпринимались попытки подъема затонувших судов, но это носило эпизодический характер, и действия не давали практических результатов по очистке бухты от лома. Опасности для судоходства остовы судов на дне Авачинской бухты не представляют. Однако специальных научных исследований по влиянию затонувших судов на морскую среду Авачинской губы не проводилось.

В последние году экологическую опасность для Авачинской бухты стали представлять, кроме того, арестованные и конфискованные рыбопромысловые суда. В отдельные периоды их число достигает 25-30 единиц. Эти суда, как правило, имеют запасы ГСМ, фреона, аммиачные установки. При этом безопасность судов владельцами не обеспечивается. А в ряде случае судовладельцы заинтересованы в затоплении судов из-за судебных тяжб и разбирательств. Только с начала 2009 года на дно Авачинской губы ушло три таких судна, одно из которых - МРС-150 №221 - затонуло 27 февраля прямо в центре Петропавловска у причала торгового порта. Юридически за хранение арестованных судов отвечает служба судебных приставов, но в ее компетенцию не входит охрана и поддержка таких судов в рабочем состоянии. Законодательно сохранность дорогостоящих арестованных судов ни за кем не закреплена.

Проблема очистки акваторий от затонувших судов характерна не только для Авачинской бухты. Так, в устье реки Камчатка - в акватории Усть-Камчатского морского порта в настоящее время находится более 25 затопленных и полузатопленных плавсредств, которые не только мешают судоходству, но и представляют серьезную опасность для нерестящихся в бассейне реки лососевых видов рыб.

На предстоящем межведомственном совещании с участием специалистов Росприроднадзора, Инспекции экологического и водного контроля, Войск и Сил на северо-востоке России, прокуратуры, Федерального агентства по управлению госимуществом, морского торгового порта Петропавловска, Федерального агентства по рыболовству, Амурского БВУ, глав муниципалитетов и предпринимателей, планируется выработать план мероприятий по очистке от затопленных судов акватории Авачинской губы.

Авачинская губа - внутренний водоем длиной 24 километра, шириной по параллели 12 километров, средней глубиной 18 метров (максимальная глубина - 28 метров). Общая площадь поверхности водного зеркала превышает 215 квадратных километров. В рыбохозяйственном отношении Авачинская губа имеет особо ценное значение, как место нагула и миграционных путей лососевых видов рыб и является водоемом 1-й и высшей категории.