К сожалению для Молдавии и для правящей Партии коммунистов (ПКРМ), комментарий, предоставленный ИА REGNUM в представительстве Еврокомиссии относительно перспективы "ассоциированного членства" Молдавии в ЕС, очень точно отражает ситуацию с перспективами евроинтеграции Республики Молдова.

Нужно отдать должное агитпропу ПКРМ, который ловко использовал технологию подмены понятия и ввел термин "ассоциированное членство" вместо "договора об ассоциации". Многие эксперты не обратили внимания на семантическую структуру конструкции, которая тем самым внушала электорату, что Молдавия вот-вот к маю-июню 2009 года, станет "членом ЕС". Терри Дэвис, Кальман Мижей, и другие высшие европейские чины косвенно подтверждали эту мысль, подыгрывая молдавским властям в этом лохотроне.

В реальности ситуация намного сложнее. Можно с уверенностью сказать, что для интеграции в ЕС нужно подписать вначале договор об ассоциации, а позже, при соответствии Копенгагенским критериям, - договор о присоединении к ЕС. Но здесь действительно существует один важный нюанс: существуют договоры об ассоциации, которые не дают ясной перспективы на европейскую интеграцию, как, к примеру, те, что подписаны со странами Средиземноморья. Здесь для ЕС важно было втянуть богатые углеводородами Марокко, Тунис, Алжир в сферу своего влияния.

Но и подписание договора об ассоциации с перспективой членства еще не дает шанс быстрой интеграции в ЕС. Турция, будучи членом НАТО, подписала в 1963 году договор об ассоциации с перспективой членства. Но лишь через 24 года, в 1987 году, этой стране было предоставлено право подать заявление на получение статуса кандидата для вступления в Евросоюз. Только в октябре 2005 года ЕС начал переговоры с Турцией и Хорватией о вступлении в Евросоюз. Но договор о вступлении в ЕС еще находится в процессе обсуждения, так как Турция не соответствует всем Копенгагенским критериям. Речь идет о демократии, правах человека, положении курдов, влиянии армии на политическую власть, контроле судебной власти, нежелании Турции уходить из Кипра. Другими словами, до сих пор нет четкой даты, когда будет подписан договор о ее вступлении в Евросоюз.

И то, что ПКРМ, а в последнее время и Либеральная партия, а также Альянс "Наша Молдова" убеждают избирателей в том, что Молдавия скоро вступит в Европу, если только их выберут во власть, являются грубой ложью. И здесь есть как минимум четыре аргумента:

1. Молдавия не соответствует Копенгагенским критериям (нет демократии, страна уже 15 лет находится под мониторингом Совета Европы, нет нормальной рыночной экономики, годовой доход в Молдавии в 150 раз меньше чем в Лихтенштейне). Кроме того, кризис отбросит Молдавию назад по всем вышеназванным критериям.

2. Коммунисты и либералы - это маргинальные фракции в европейском парламенте, где большинство формируют социал-демократы и христианские демократы. Из 785 депутатов Европейского парламента, у христианских демократов - 288 мандатов, у социал-демократов - 210, у либерал-демократов - 100, а у объединенных левых, с которыми ПКРМ в хороших связях, - и того меньше - 41.

3. Правила, касающиеся статуса члена Евросоюза, как они определены в договоре, заключенном в Ницце в 2003 году, предусматривают институциональный формат для 27 членов. Любая попытка увеличить эту цифру означает заключение нового межправительственного соглашения между всеми странами-членами ЕС, что сделать очень сложно, так как многие страны ЕС просто устали от расширения. Тем более в условиях кризиса, когда денег не хватает на поддержание собственных экономик. По крайней мере, мы видим, что Франция вопреки рекомендации ЕС проводит протекционистскую политику, защищает собственный автопром. Сам ЕС лишил Болгарию, Румынию крупных денежных вливаний, и мы предполагаем, что в основе решения находится и национальный эгоизм государств-членов, которые спасают в первую очередь собственные экономики.

4. Молдавию, Белоруссию, Армению, Украину, Грузию и Азербайджан включили в "Восточное партнерство". Как сообщало интернет-издание EUObserver, в соответствии с проектом данного документа, Еврокомиссия планирует предложить подписать соглашения об ассоциации с вышеназванными странами, которые не будут содержать обещаний будущего присоединения к Евросоюзу. Вот и все.

При этом понять, что общего между исламским Азербайджаном и Евросоюзом, трудно. Ни географически, ни культурно, ни по своим правовым институтам Баку не вписывается в стандарты ЕС. Хотя ответ есть: общее с ЕС у Баку - это наличие нефти и трубопровода Баку-Джейхан. То есть "Восточное партнерство" - это попытка ЕС подтянуться к углеводородам Азии и Кавказа, а не наоборот: подтянуть вышеназванные страны к себе. Заодно, данные страны вырываются из-под влияния России, переходят под протекторат Брюсселя. США не вмешаются, они завязли в Ираке. Таким образом, своеобразное кольцо вокруг России, коим был в начале ГУУАМ, сохраняется, и получает четкий институциональный контур, превратившись в БГУААМ. Ведь вышеназванные страны получат определенную финансовую помощь, правда очень маленькую, упрощенный визовый режим, а в перспективе зону свободной торговли с ЕС, которую на сегодняшний день ЕС имеет с Исландией, Норвегией и Лихтенштейном. Беда лишь в том, что создание такой зоны будет требовать от стран - "восточных партнеров" Евросоюза имплементации так называемого acquis communautaire (всего объема законодательства ЕС) - нескольких десятков тысяч законов.

"Восточное партнерство" для Молдавии означает, что наши шансы на европейскую интеграцию отложены на неопределенный период, а то и вовсе сняты с повестки дня. Иначе не понять, как могут находиться рядом Молдавия и Азербайджан? Другими словами, ЕС разработал новую программу "добрососедства" лишь для того, чтобы обеспечить себе прогнозируемых и "конструктивных" соседей.

Богдан Цырдя - директор Социал-демократического института Молдавии.