Текущий глобальный экономический кризис стал результатом провала сложившейся финансовой системы в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учета. Мировые финансовые институты регулирования не отреагировали на происходящие в последние годы события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельности потребностям современного многополярного мира. Из-за отсутствия инструментов по предотвращению и минимизации последствий кризисных явлений и рычагов влияния на стратегии участников рынка, мир столкнулся с серьезными экономическими потрясениями и - как результат - с ростом глобальной социальной нестабильности. Для значительной части человечества еще сложнее становится обеспечить комфортное жилье, образование, качественное медицинское обслуживание и даже продовольствие. Из-за кризиса мировой подъем последних лет практически не сказался на улучшении ситуации для наименее обеспеченных слоев населения. Россия исходит из того, что в условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Нынешний кризис показал, что поддержание такой дисциплины остается нерешенной задачей как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих на глобальных рынках. Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Мы должны действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках. На предстоящем Лондонском саммите нам необходимо достичь согласия по основным параметрам новой мировой финансовой системы. В этой связи предлагаем по итогам Лондонского саммита созвать международную конференцию, по результатам которой будут согласованы основные параметры мировой финансовой архитектуры и приняты международные конвенционные соглашения в отношении нового мирового финансового порядка. Новая международная архитектура финансовых отношений должна строиться на принципах совместимости деятельности и гармоничности стандартов национальных и международных институтов регулирования; демократичности и равномерной ответственности за принятие решений; достижения эффективности на основе легитимности механизмов международной координации; прозрачности деятельности всех участников; справедливого распределения рисков. Об этом говорится в предложениях Российской Федерации к саммиту "Группы двадцати" в Лондоне, запланированному на апрель, распространенных пресс-службой президента РФ.

По мнению авторов предложения, в рамках реформирования мировой финансовой системы регулирования необходимо повысить легитимность и результативность международных институтов регулирования на новой конвенциальной основе в целях обеспечения совместности и совместимости экономических стратегий отдельных государств. "На смену отжившему однополярному устройству мировой экономики должна прийти система, основанная на взаимодействии нескольких крупных центров, - отмечается в предложениях РФ. - Но чтобы новый многополярный мир не стал непредсказуемым, необходимо укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на международном праве и системе многосторонних соглашений".

Реформируя мировую финансовую систему, необходимо укрепить ее устойчивость путем развития диверсифицированной системы резервных валют и финансовых центров. "Необходимо учитывать, что большинство стран мира размещает свои международные резервы в иностранных валютах и хотели бы быть уверены в их надежности. В свою очередь, эмитенты резервных и расчетных валют объективно заинтересованы в том, чтобы их денежные знаки пользовались спросом и доверием у других государств. Очевиден взаимный интерес и взаимная зависимость. Поэтому принципиально важна большая открытость в проведении кредитно-денежной политики стран-эмитентов резервных валют. Эти страны должны принять на себя обязательства руководствоваться международными правилами макроэкономической и финансовой дисциплины", - подчеркивают авторы предложений.

По их мнению, требуется разработать и принять международно признанные стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, соблюдение которых являлось бы обязательным для ведущих мировых экономик, в т.ч. и стран-эмитентов резервных валют. Меры по стимулированию внутреннего спроса в национальных экономиках, полагают авторы российских предложений, не должны вступать в противоречие с задачами обеспечения средне- и долгосрочной макроэкономической устойчивости, выраженной в низкой инфляции, приемлемом бюджетном дефиците и уровне государственного долга. "В целом поддерживаем намерения по уменьшению "процикличности" денежно-кредитной политики - снижению дополнительного влияния поведения финансовых институтов на ход экономического цикла", - отмечается в докладе.

Авторы предложений признают важным для развития мировой экономики как поддержку существования глобальных финансовых рынков, так и множественность финансовых продуктов и разумную самостоятельность частного капитала в построении сложных финансовых инструментов. При этом отмечается необходимость усиления роли государственных и наднациональных регуляторов финансовых рынков. Россия предлагает разработать и принять международное соглашение, определяющее глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе - Standard Universal Regulatory Framework (SURF). Соглашение должно включать: стандарты Организации экономического сотрудничества и развития, единый стандарт финансовой отчетности (с дополнительным исследованием целесообразности единого стандарта бухгалтерского учета); единые критерии определения "неблагонадежных" юрисдикций и контрмер их в отношении; правила регулярного обмена максимально полной информацией о финансовых институтах и сделках (в том числе, в рамках надзорных коллегий); имитационное моделирование взаимодействия надзорных органов в условиях кризиса; учет (возможно, преимущество) национальных требований к базовым активам при обращении производных инструментов на зарубежных рынках; мтандарт деятельности рейтинговых агентств.

В рамках реформирования международной валютно-финансовой системы Россия предлагает стимулировать проведение расчетов и формирование цен в нескольких валютах, эмитенты которых отвечают установленным на международном уровне требованиям. "Мы призываем к реформированию международной валютно-финансовой системы с целью укрепления ее стабильности и урегулирования (снижения подверженности к образованию) глобальных дисбалансов в мировой экономике, - отмесапется в предложениях. - Для этого мы предлагаем поручить МВФ (или специальной уполномоченной рабочей группе "двадцатки") подготовить исследования следующих сценариев: расширение (диверсификация) перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров. В этом контексте следует проработать вопрос о создании специфических региональных систем, способствующих снижению волатильности обменных курсов таких резервных валют. создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами. Представляется целесообразным рассмотреть роль МВФ в этом процессе, а также определить возможность и необходимость принятия мер, которые позволят СДР стать признанной всем мировым сообществом "суперрезервной" валютой. Стоит также предусмотреть обязательность диверсификации валютной структуры резервов и операций национальных банков и международных финансовых организаций".

В средне- и долгосрочном плане Россия выступат за пересмотр роли и мандата МВФ, приведя их в соответствие с новой структурой мировой валютно-финансовой системы, модификация которой будет завершена в результате кризиса".

Страны-доноры, международные организации, государства-партнеры совместными усилиями должны предотвратить ситуацию, когда финансовый кризис может спровоцировать и повлечь за собой кризис в сфере помощи, - подчеркивается в докладе. - Среди мер, призванных обеспечить устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе, а также повысить уровень защиты прав потребителей полагаем целесообразным разработать и запустить не только на национальной, но и на международной основе специальные программы повышения финансовой грамотности населения".

Как подчеркивают авторы предложений, "на этапе выхода из кризиса глобальная экономика может, в частности, столкнуться с нехваткой энергетических ресурсов, оказаться под угрозой "обесточивания" будущего роста.... Вместе с тем, текущий кризис может сделать обеспечение глобальной энергетической безопасности источником будущего роста. Поэтому, не умаляя значения задачи низкоуглеродного развития, мы, в то же время считаем, что в посткризисный период акцент должен быть поставлен на концепции энергоэффективного роста. Составными частями концепции должны стать: энергосбережение; снижение ценовой волатильности на основе обеспечения доверия и взаимозависимости между производителями, потребителями и транзитерами энергоресурсов; повышение роли ядерной и современной возобновляемой энергетики; разработка новых энергетических технологий".