Прокуратурой Дагестана в Народное собрание республики был принесен протест в целях приведения положений закона Республики Дагестан (РД) "О мировых судьях в Республике Дагестан" в соответствие федеральному законодательству, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе прокуратуры РД.

Этим надзорным органом было усмотрено несоответствие части 1 ст. 7 республиканского закона Конституции РФ и федеральному законодательству. Прокурорской проверкой установлено, что мировые суды назначаются на должность Народным собранием РД по представлению президента республики, основанному на представлении председателя Верховного суда Дагестана. В прокуратуре считают, что указанная норма, в части предписания "по представлению президента Республики Дагестан", противоречит требованиям федерального законодательства и подлежит отмене.

"В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции России кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и его субъектов. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают свои правовые акты в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и не могут осуществлять собственное правовое регулирование за рамками предоставленной компетенции, - сообщается в протесте, - Между тем, федеральным законодательством предусмотрен порядок избрания мирового судьи, а именно непосредственно населением соответствующего судебного участка, либо назначение (избрание) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (ст. 6 ФЗ "О мировых судьях в РФ"). Изменять такой порядок, устанавливать дополнительные требования к порядку назначения мировых судей, субъект Российской Федерации не вправе".

По словам руководителя комитета по законодательству, законности и государственному строительству дагестанского парламента Сейфулаха Исакова, протест прокуратуры был получен парламентом за несколько дней до последней сессии Народного собрания РД 24 февраля, где согласно действующему республиканскому закону было назначено семь мировых судей. "Они прошли всю процедуру назначения, назначены правильно, решение легитимно, - подчеркнул Исаков, - Так что никакой сенсации, что "судьи были назначены незаконно" не произошло!". Он заверил, что процедура назначения мировых судей, предусмотренная республиканским законом, соответствует федеральному законодательству. "В федеральном законе о мировых судьях от 1998 года (№ 188 ст. 6) прописано, что мировые судьи назначаются на должность законодательным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, - цитирует Конституцию страны Сейфулах Исаков. - Так вот, наш республиканский закон и не противоречит федеральному. Республиканский закон гласит, что мировые судьи назначаются парламентом по представлению президента, основанному на представлении председателя Верховного суда РД".

"Кроме того, мы с 2000 года назначаем судей согласно этому закону, почему же только сейчас прокуратура впервые проявили такую заинтересованность этой процедурой?", - удивляется руководитель парламентского комитета по законодательству. "Вся суть в том, что прокуратура считает, что не президент должен представлять в парламент кандидатуры судей, а председатель Верховного суда, - считает Исаков. - И этот вопрос был поднят, потому, что был прецедент в Омской области, где мировых судей назначали по представлению губернатора, минуя председателя Верховного суда области. Там просто председатель Верховного суда выпал из процесса. У них в законе этот момент был упущен. И это частный случай. Но у нас в республиканском законе все предусмотрено и никаких разночтений с федеральным законодательством нет".

"Если развивать тему дальше, - добавил Исаков, - у нас есть закон о государственных должностях РД. В перечень этих должностей вошли и мировые судьи. В Конституции Дагестана написано, что кадровая политика формируется президентом. Если он вошел в перечень госдолжностей, то тоже должен участвовать как-то в регулировании этих процессов".

Руководитель профильного комитета республиканского парламента сообщил, что через два дня в его комитете планируется совещание по данному вопросу с участием специалистов прокуратуры, правовых отделов Народного собрания и президента республики. "У нас есть 30 дней для реагирования на прокурорский протест, мы в рабочем порядке обменяемся мнениями с сотрудниками прокуратуры. И мы можем ошибиться, и прокуратура. Думаю, нам удастся решить этот вопрос", - считает Исаков и добавляет, что в парламенте протесты по разным вопросам - не редкость. Что-то приводится в соответствие, как например, закрепление за президентом полномочий о предложении кандидатуры председателя парламента (экспертиза посчитала, что вмешательство исполнительной власти (в лице президента) в формирование законодательной недопустимо). Но по большей части, по словам Сейфулаха Исакова, юридические претензии оспариваются.

"Единственное, что меня беспокоит, - подчеркивает он, - это то, что, внося изменения в законы, мы вынуждены будем вносить изменения в Конституцию республики, что делать нежелательно".