Попытки России принять участие в поставках иранского газа в Европу вряд ли будут эффективными. Такую точку зрения высказал 3 марта в интервью корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

"То, что Россия в последнее время помогает Ирану, не является новшеством, различные схемы обсуждаются уже довольно давно. Ранее Иран предлагал свою территорию для своповых операций. По этому замыслу, российская нефть должна была поступать в северные районы Ирана, а иранская нефть по взаимозачёту - на мировые рынки через Оманский залив. Но все эти схемы оказались не слишком эффективными из-за массы финансовых, технических и политических проблем", - сообщил эксперт.

"В последние годы Иран обещает России очень много всего, однако Тегеран использует тактику обещаний, а не реальных контрактов и соглашений для того, чтобы обеспечить себе российскую поддержку по ядерному вопросу. В этом отношении крайне характерная ситуация сложилась в области переговоров с "Газпромом", контрактом на закупку Су-204 и т.д. Но в последние месяцы Россия сама активизировалась ввиду газового кризиса. Дело в том, что из-за данного кризиса предложения по поставкам газа в ЕС, которые ранее активно продвигал Иран и которые с определённой чуткостью воспринимались в Европе, получили мощнейший импульс. Европейцы активно налаживают контакты с Ираном. Недавно состоялся визит в эту страну Герхарда Шрёдера, хоть и неофициальный, но вполне понятный, а также главы МИД Болгарии. Иран вёл переговоры с целым рядом других игроков, в том числе и корпоративных, таких, как Total и Eon", - отметил Данилин.

"При этом необходимая транзитная инфраструктура для того, чтобы наладить поставки газа в обход России через Турцию и Балканы, в Иране уже создана, и больших инвестиций она не требует. В связи с этим, Москва с февраля пытается наладить диалог с Ираном для того, чтобы как-то участвовать в этом процессе. В прошлом месяце один из представителей российского МИД заявил, что NABUCCO без Ирана невозможен, и с некоторой иронией предложил убедить Иран участвовать в этом проекте. Но по его заявлению стало понятно, что Россия пытается наладить взаимопонимание с Тегераном для того, чтобы либо как-то принять участие в обходном персидском газопроводе, либо договориться с Ираном о том, чтобы, например, принять участие в разработке месторождений, ориентированных на европейского потребителя. Как можно понять, нынешние переговоры являются продолжением той же линии", - считает политолог.

"Но теперь осуществляется и вторая тактика. Она не отменяет первую, поскольку ясно, что Иран не может отказаться от собственных маршрутов поставки газа в ЕС. Однако Россия теперь стремится наладить транзит иранского газа в Европу через собственную территорию с тем, чтобы в перспективе не дать основным потокам так называемого альтернативного газа (то есть, газа нероссийского происхождения) поступать в ЕС по трубопроводам в обход России и хотя бы на уровне транзитной державы каким-то образом контролировать этот процесс. Однако сила этой стратегии Кремля представляется очень ограниченной", - утверждает Данилин.

"Иран понимает, что в условиях уже созданной инфраструктуры возможно транспортировать в Европу около 30 млрд кубометров в год, а в перспективе - до 40. Тегеран вряд ли будет склонен к каким-либо серьёзным компромиссам, если Москва не пойдёт на значительные уступки, да и это тоже вряд ли способно кардинально повлиять на ситуацию. Поставки газа в ЕС рассматриваются Ираном как стратегически очень важная задача. К примеру, это поднимет энергетическую значимость Ирана в глазах Европы, что может повлиять на позицию ЕС по иранскому ядерному вопросу. Таким образом, потенциал переговоров, которые в настоящее время ведёт Россия, представляется очень небольшим. В лучшем случае можно рассчитывать на то, что ограниченное количество иранского газа - 5-10 млрд кубометров - может когда-нибудь в будущем транспортироваться по российским сетям. Но и это очень маловероятно. Подобный маршрут поставок намного длиннее, чем через Турцию, и экономически он менее эффективен", - подвёл итог Иван Данилин.

Напомним, по информации иранских СМИ министр энергетики России Сергей Шматко сделал ряд предложений иранскому руководству. Шматко, в частности, предложил Ирану продавать часть своей нефти на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, а также высказал готовность России сотрудничать с ИРИ в области экспорта иранского газа в Европу.