Вопрос о контроле над финансовыми потоками стал причиной серьезной размолвки между Москвой и Цхинвалом. Об этом пишет 3 марта газета "Коммерсантъ", отмечая, что в пятницу, 27 февраля, из-за этого было сорвано заседание межведомственной комиссии по восстановлению Южной Осетии, а большая часть из обещанных Россией 10 млрд руб. в республику до сих пор не поступила.

Между тем, газета сообщает, что премьер-министр России Владимир Путин поручил Минфину РФ подписать с правительством Южной Осетии отдельное соглашение о принципах финансирования восстановления республики. Как указано в документе, подписанном 24 февраля и опубликованном вчера в банке данных нормативных актов правительства, предложение о подписании этого соглашения было внесено самим Минфином и согласовано с МИД РФ. По информации источника, вопрос должен был стать ключевым на заседании межведомственной комиссии (МВК) по восстановлению Южной Осетии, которое должно было состояться в пятницу в Минрегионразвития. Однако вместо него, как сообщает газета, прошло краткое рабочее совещание, в ходе которого министр Виктор Басаргин представил нового главу МВК, которым стал его заместитель Владимир Токарев, после чего покинул помещение (господин Токарев - третий глава МВК за пять месяцев ее существования). В Минфине причины демарша не комментируют.

По сути, пишет "Коммерсантъ", речь идет о контроле над финансовыми потоками, выделяемыми Россией на восстановление республики. Москва предлагает упорядочить потоки, создав при Минрегионразвития РФ специальную федеральную дирекцию по восстановлению Южной Осетии. Это предложение Счетная палата РФ, проверявшая в ноябре расходование российских денег в республике и оставшаяся недовольной увиденным, внесла еще в декабре. Южную Осетию эта схема категорически не устраивает. "Необходимо учитывать изменившиеся реалии. В августе Россия нас еще не признавала как независимое государство, а потому естественно, что схему финансирования вырабатывала Москва. Теперь мы являемся признанным субъектом международного права. Отношения должны строиться на межгосударственной основе, - заявил "Коммерсанту" Хасан Плиев. - Финансирование должно идти через наш минфин, а не через казначейство в Северной Осетии".

Эксперты полагают, что суть нынешнего противостояния заключается в желании Москвы более плотно контролировать расходование средств в Южной Осетии. "Формально аргументы южноосетинской стороны выглядят логично: если мы признаем их как независимое государство, то механизмы оказания помощи тоже должны быть межгосударственными. Ведь никто не подумает создавать дирекцию при Минрегионе для реализации проектов в Белоруссии,- заявил заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров.- Однако выделяемые РФ деньги в этом регионе имеют обыкновение растворяться в воздухе, так что у Москвы возникает естественное желание иметь контроль".

Как полагает эксперт, противостояние между Россией и Южной Осетией усугубляется аппаратной борьбой в Москве: "Разумеется, контролировать эти потоки хотят все. МИД продвигает посольство как контролирующий орган, спецслужбы хотят играть свою роль плюс еще Минфин и Минрегион. Вот Кокойты и не знает, чья возьмет".

Между тем, продолжает источник, затянувшийся спор между Москвой и Цхинвалом о контроле над финансовыми потоками уже привел к серьезной дестабилизации ситуации в Южной Осетии. "Поскольку денег нет, зарплату в новом году в республике еще никто не получал, даже члены правительства. Это не может не внушать беспокойства", - сообщил по этому поводу Хасан Плиев. Еще более сильные эмоции испытывает рядовое население. "Люди сидят без работы, в магазинах хлеб уже давно берут в кредит! - говорит "Коммерсанту" один из жителей Цхинвала.- Погода уже пару недель отличная, а ничего не строят. Президент говорил, что ждут теплого сезона. Весна пришла, а движение - ноль. Если вопрос не будет решен в ближайшее время, будет новая война. Получается так: мы сыграли свою роль и больше России не нужны?"

Ближайшее заседание МВК состоится 10 марта.